Смекни!
smekni.com

Постройки петровского времени в Петербурге (стр. 1 из 5)

ПЛАН

1. Введение

2. Стилистические метаморфозы в архитектуре города

3 . История некоторых архитектурных памятников города

- История здания Двенадцати коллегий

- Летний сад

- Летний дворец Петра I

- Меншиковский дворец

- Зимний дворец

- Петропавловская крепость

- Петропавловский собор

- Кунсткамера

4. Заключение


1. Введение

Реформы Петра I привели к решительному переустройству хозяйства и культуры России. Быстро развивались промышленность и торговля, техника, наука, светское искусство. Гражданскому строительству уделялось большее внимание по сравнению с культовым. Петербург был заложен как крепость в 1703 г., а в 1712 г. стал столицей государства. Для строительства нового города были мобилизованы ресурсы всей страны (Петр I запретил в это время возводить каменные здания где-либо, кроме Петербурга). Было приказано осуществлять застройку города по западноевропейскому образцу: ставить здания вдоль тротуаров, главным фасадом на улицу вместо традиционного размещения дома в глубине участка. Коридорная застройка (т. е. расположение зданий вдоль улицы) сформировалась в условиях средневековой Европы и затем стала как бы само собой разумеющейся. Русская система застройки (как и восточная) - тыльными стенами к улице - создавала лучшие условия для жилья благодаря его изоляции от городской среды. Но европейская застройка позволяла лучше "оформить" улицу. Парадность возобладала за счет удобства. Постройки петровского времени отделывались ходовыми формами архитектуры Голландии и Дании того времени - рустовкой углов, пилястрами, филенками, обрамлением окон наличниками - формами ренессанса в их простейшем, наиболее скромном виде. Такая архитектура соответствовала вкусам Петра, его деловитости и практицизму. Это было время, когда расцвет барокко в Италии был позади, а во Франции закончился первый период классицизма, и фасады особняков стали отделываться проще. В Европе распространялась однотипная отделка плоскими штукатурными деталями, имитирующими каменные формы, введенные в обиход ренессансом. Такая же деловито-казенная архитектура была принята для промышленных зданий, которые в это время строились в разных местах России: простые кирпичные постройки скупо декорировались "для приличия" стандартными накладными деталями, являющимися такой же условностью, как, например, пуговицы на рукавах современного мужского пиджака. После смерти Петра наступили изменения в жизни страны и в быту правящей элиты. Верхушка общества получила возможность "облегченно вздохнуть" и наслаждаться жизнью. Это совпало с аналогичными настроениями дворянства во Франции того времени. В России лучшие архитекторы строили теперь дворцы императриц и сановников. Вкусы нового времени выразил архитектор Б. Растрелли. Его творчеству принадлежат Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), царский дворец в Петергофе, дворец С. Строганова в Петербурге. Архитектура этих зданий не укладывается в рамки какого-либо из западноевропейских стилей. Отделка их интерьеров в стиле рококо трактована не в манерно-утонченных, а в сочных, полнокровных формах. Пластический декор фасадов представляет своеобразное сочетание элементов классицизма и барокко. Большую роль в этой архитектуре играет цвет: на красном или светло-зеленом поле стены выделяются белые детали, эта нарядная картина дополнялась сиянием золоченых крыш. Барочно-классицистическая тенденция получила развитие в творчестве архитекторов С. Чевакинского, наиболее значительным произведением, которого является Никольский собор в Петербурге (1753-1762), и Д. Ухтомского, работавшего в 1740-1750 гг. в Москве.


2. Стилистические метаморфозы в архитектуре города

Барокко, общеевропейский стиль, распространенный в архитектуре Петербурга в 1-ой половине-середине 18в., и обладающим рядом национальных особенностей. В период раннего Большого в 1700-30е г.г. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку ("образцовые", проекты), формирование парадно-представительного центра города фасадами дворцов знати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралей города. Практицизм, цивилизаторские тенденции государственных преобразований проявились в строительстве новых типов сооружений: дворцов (вместо хором), специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий) верфей, фабрик, арсеналов, музеев, театров. Различие в опыте и художественных пристрастиях западноевропейских зодчих, приглашенных Петром I на строительство Петербурга. ( Д. Трезини, А. Шмотер, Ж.Б. Леблон, Д.М. Фонтана, Г.И. Шедель, Г.Н. Маттарнови, Н. Микетти и др.) обусловило многообразие стилистических оттенков в архитектуре раннего Большого. Практическая деятельность, освоения опыта европейской архитектуры выдвинули ряд отечественных зодчих М.Т. Земцова, П.М. Еропкина, И.К.Коробова и др. Архитектура этого периода отличалась ясностью объемно-пространственного построения, плоскостной трактовкой фасадов, применением ордера в виде плоских лопаток и пилястр, сдержанной пластинкой декор, деталей, употреблением высоких кровель часто с изломом, двухцветной окраской стен, колокольни церквей, башни административных зданий часто завершались шпилями. Таковы Летний дворец Петра 1, Кунсткамера, Двенадцати коллегий здание, Петропавловский собор Петропавловской крепости, первое Адмиралтейство(1727-38г. архитектор И.К.Коробов) и др. В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладное распределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой (Меншиковский дворец). Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли. Летний сад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Стрельна и др. Для зрелого Большого (1740-е-нач.1760-х г.г.) характерны размах и декоративная пышность дворцового строительства, что ассоциировалось с идеями государственного могущества России. Торжественность композиционного решения зданий и архитектурных комплексов сочетались с пластичной насыщенностью и динамикой архитектурных форм. Пилястры и трехчетвертные колонны, раскрепованные антаблементы, сложные наличники окон, скульптура создавали сложную игру света и тени на фасадах, придавая сооружению патетический, праздничный архитектурный образ, звучание которого усиливалось двухцветной окраской стен, иногда с золочеными деталями. Эффектная декорация переходила в интерьеры с обширными анфиладами парадных помещений, где разнообразие орнамент мотивов, богатство отделочных материалов, позолоты множились многочисленными зеркалами и живописными плафонами. Ведущими архитектором этого периода был В.В. Растрелли (Зимний дворец, Строгонова дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе, Царском селе и др.) Одновременно с ним работали С.И. Чевакинский (Никольский Морской собор), П. Трезини, А.Ф. Вист, М.Д. Расторгуев и др. Во второй половине XVIII в., с приходом к власти Екатерины II, в России наступил период политической стабилизации и экономического подъема. Укреплялось самодержавие, крепла мощь дворянской империи. В этот период развернулись работы по переустройству многих старых городов с учетом столичного опыта. Их планировка упорядочивалась путем применения геометризованных "регулярных" схем, фасады зданий оформлялись классическими архитектурными деталями. Игриво-праздничная архитектура барокко - рококо не соответствовала великодержавному духу, который установился в царствование Екатерины II. В этот период снова утвердился классицизм во Франции, которая была законодателем вкусов для русского дворянства. Непререкаемым авторитетом в вопросах архитектуры и искусства была Парижская Академия художеств, являвшаяся оплотом классицизма. Характерными чертами официальных построек стали строго симметричные композиции фасадов, геометризованное построение планов, украшение зданий ордерными формами.

3. История некоторых архитектурных памятников города

История здания Двенадцати коллегий.

Главное административное здание — центр управления огромной страной — должно было поражать своим видом, внушать уважение к тому, что происходило в его стенах, и являться своеобразным памятником, прославляющим новую систему государственного управления, созданную Петром I. Огромных размеров постройку предполагалось сделать архитектурной доминантой главной площади Петербурга. Согласно проекту Д. Трезини, осуществлявшемуся с 1722 по 1742 год, вытянутый почти на 400 метров вдоль западной границы площади, прямоугольный в плане, объем сооружения был разделен на двенадцать частей; отсюда и условное название здания — Двенадцать коллегий. Одиннадцать из них имели равные размеры, и только первая от Невы, предназначавшаяся для Аудиенц-каморы (приемной царя), была несколько длиннее. Каждая из частей перекрывалась отдельной высокой с переломом (мансардной) крышей, а на фасаде по краям подчеркивалась сдвоенными пилястрами и более мощными пилонами с нишами для статуй (внутри постройки никаких стен, соответствующих внешнему ее разделению, не было). С большого расстояния казалось, что это не одно протяженное здание, а вплотную приставленные друг к другу двенадцать отдельных корпусов, возведенных по "образцовому" проекту. Так во внешнем облике здания идеально воплощался основной градостроительный принцип петровского времени — застройка "единою фасадою", одинаковыми домами. Первый этаж со стороны главного, восточного фасада первоначально имел открытую аркаду со сводами, опирающимися на рустованные пилоны. Два верхних богато декорированных этажа объединены лопатками и пилястрами большого ордера. Центры "корпусов", где находились залы заседаний, выделены слегка выступающими ризалитами. Над ними первоначально возвышались типичные для барочных построек фронтоны сложных криволинейных очертаний (позднее замененные завершениями более строгих форм). Тимпаны фронтонов были заполнены лепными картушами с эмблемами учреждений, а по сторонам размещались декоративные скульптурные композиции. На уровне второго этажа поместили балконы. Со стороны западного фасада, где была устроена открытая двухъярусная галерея, членения объема здания почти не ощущались. Здесь особенно сильное впечатление производила колоссальная протяженность постройки. Фасады здания имели типичную для барочных построек двухцветную окраску. Стены были оранжево-красные, а детали декора — белые. Назначение сооружения как места размещения определенного числа учреждений, находившихся в системе государственного управления в равном положении, было выражено предельно ясно и просто — равенством размеров "корпусов" коллегий, однотипностью планировки помещений, тождественностью архитектурной обработки их фасадов. Невиданный размах постройки, богатство декора, насыщенность цветовых соотношений — все придавало ее облику внушительный вид и подчеркивало главенствующее положение в ансамбле главной площади. Первоначальная отделка помещений здания Двенадцати коллегий до нашего времени не сохранилась. Уцелел только один Сенатский зал во втором "корпусе" (с 1830-х годов называвшийся Петровским). Это один из лучших и типичных образцов парадного интерьера, созданного в 30-е годы XVIII века. В нем уже гораздо сильнее проявилась тенденция к пышности и декоративности, чем в постройках петровского времени. Его отделкой в 1735 году руководил Земцов. Сложные композиции лепного декора, переходящего порой в горельеф, почти сплошь покрывают стены, создают раму плафона и превращают отопительные устройства — камины в настоящие произведения искусства. Их авторами были известные в то время "квадраторных дел мастера" братья Иван и Игнатий Росси. Большие панно с аллегорическими изображениями написал "живописной и финифтной работы мастер" Г. С. Мусикийский. Он же по картонам крупного художника петровского времени А. Матвеева исполнил плафон, изображающий апофеоз "Премудрости", которую олицетворяет женская фигура, сидящая среди клубящихся облаков; ее окружают "Правда", "Милосердие", "Верность" и "Гении", держащие в руках гербы "первейших четырех государств Всероссийской империи". Со времени окончания постройки здание претерпело ряд изменений. Самые существенные из них произошли в 1834— 1837 годах в ходе приспособления Двенадцати коллегий под университет. По проекту архитектора А. Ф. Щедрина двенадцать входов в здание с площади были заменены одним с парадной лестницей, что выделило центр сооружения, где устроили новые большие помещения — актовый зал и церковь. Их создание потребовало объединения под одну крышу трех "корпусов". Второй этаж западной галереи был превращен в гигантский коридор, одновременно служивший и хранилищем книг. Была остеклена аркада первого этажа главного фасада, перед которым разбили сад, насыпав для этого более метра земли, что исказило пропорции здания. С Петербургским университетом связаны имена крупнейших деятелей отечественной науки. В нем учились, преподавали и вели научную работу П. Л. Чебышев, А. М. Бутлеров, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. С. Попов, К. А. Тимирязев, А. Е. Фаворский и многие другие. С 1866 по 1890 год здесь жил и работал Д. И. Менделеев, мемориальный музей которого находится в здании. Среди воспитанников университета был революционер-демократ Н. Г. Чернышевский. Осенью 1891 года блестяще сдал экзамены за курс юридического факультета В. И. Ульянов (Ленин).