Смекни!
smekni.com

Русское искусство ХХ века (стр. 2 из 4)

Футуризм. Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах России в период 1909-15 гг. Главные теоретики: В.Хлебников, А.Крученых. Тенденции в живописи наиболее полно реализовали М.Ларионов и Н.Гончарова и К.Малевич. В литературе (Крученых, Хлебников, Маяковский, Каменский) бунтарски вводят новые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных "сдвигах", специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантике текста, использовании бытовой и фольклорной. архаической лексики и т.п.

Дадаизм. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего [Там же, 136].

Сюрреализм. Опирается на идеи романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов.

Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний души: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п.

Существенным для экспрессионизма является открытая визуальная, звуковая, вербальная энергетика "жизненного порыва" (Бергсон), которая реально излучается большинством экспрессионистских работ и активно воздействует на психику реципиента помимо его воли. С экспрессионизма начинается переход искусства от традиционного мимесиса и выражения к реальной презентации открытой энергии (визуальной, звуковой, вербальной). Энергетический потенциал искусства, занимавший в традиционной культуре фоновое место, теперь выдвигается на первый план в качестве доминирующего, что абсолютизируют затем многие направления и творческие личности модернизма и постмодернизма [2, 135].


3. Реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века: новый язык, художественно-образный строй реалистической живописи

Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением. Для реализма характерны: правдивое изображение действительности со всеми её противоречиями. Типичность образов в типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства. [3, 71]

Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг.) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела. Он проявил себя творчески в различных жанрах: гениальный поэт-прозаик, драматург, публицист, историк. Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. В исторической пьесе "Борис Годунов" с огромной силой творческого проникновения воссоздаёт картину русского прошлого. Создавая "Бориса Годунова", Пушкин задался целью "преобразовать русский театр": взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развёртывающий широкую и правдивую панораму одной из самых драматичных эпох русской истории. Замысел был осуществлён. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим "Горе от ума", Пушкин явился в своём "Борисе Годунове" основоположником русской реалистической драматургии. Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению "первая персона", которая предала содержание эпохи, - царь Борис. От его характера и действий зависела историческое развитие. Он опередил время. Для обозначения главной фигуры совершенно не важно, во скольких сценах выведен Борис и завершается ли трагедия его смертью или нет. Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается конфликт и прекращается действие. Именно Борис совершил такое деяние, которое положило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории.

С появлением Гоголя и Чернышевского в тридцатых-сороковых годах 19 века в реализме, созданном Пушкиным и Лермонтовым, усилились социально-критические тенденции, утвердилось искусство критического реализма, до конца разоблачающее социальное зло, ясно определившее ответственность и назначение художника: "Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к явлениям жизни" [3, 84].

Такой взгляд на искусство, утвержденный в литературе Пушкиным и Гоголем, оказал существенное влияние и на другие виды искусства.

Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Романы соцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочить благородную стихию душевности. Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Оптимальный период расцвета соцреализма – начало 60-х годов почвенничество и диссидентство. Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои "Молодой гвардии"). Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой ("Как закалялась сталь"). Человек преодолевает немощь своего тела. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. Перед нами "мирская аскеза". Герой благодаря этой аскезе выходит из мира, каков он есть и входит в мир, каков он должен быть [3, 88].

Подробнее остановимся на реализме русской живописи первой половине XX века: новом языке и художественно-образном строе реалистической живописи. Реализм советских художников не избежал влияния "соцреализма". Раздражающим принципом искусства в России того периода была самая безудержная электика, проводившаяся вполне сознательно и целенаправленно.

Социалистический реализм - сложное образование, синтез различных вариантов художественного и философского мышления, а также идеологических принципов. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. Таким образом, соцреализм - это рефлексия над человеком творцом, это своего рода воскрешение какой-то версии гуманизма. Искусство соцреализма - воплотительное в силу того, что оно должно "сказку сделать былью". Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Соцреализм - как попытка воплотить будущее в настоящем, построения в жизнеподобной форме обозначают любимые российские идеи.

Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Форма же должна быть классической. Классическая форма более ясная. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Народное сознание должно быть оптимистично. В центре стоит народный генотип - он носитель здоровья. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Реализма - как партийность. И так, такие характеристики - народность, партийность и реализм воплощаются через типизацию, отмечая этим своеобразие соц. реализма.

19-й век был периодом наивысшего подъема русского изобразительного искусства. Реализм в живописи проявился в создании группы "художников-передвижников", в которую вошли художники, протестовавшие от консервативной системы академизма. Эта группа в целях просвещения народных масс изображала реальную русскую действительность, она была связана с народническим движением хождения в народ, способствовала развитию революционного демократизма [3, 91].

Знаменосцем реализма в живописи был глава группы художников-передвижников Крамской. В его шедевре - картине "Христос в пустыне" стремление проникнуть во внутренний мир современника, ответ на вопрос в фигуре человека, изображающего Христа. Но и сейчас, по прошествии ста лет, глядя на эту картину, современный человек испытывает те же чувства и душевное волнение перед этим образцом гуманизма.

Русский реализм в искусстве, зерна которого заронили Пушкин и Лермонтов, и который расцвел в 19 веке благодаря Гоголю, начал давать плоды нового реалистического искусства в двадцатом веке благодаря всемирно известным советским мастерам.

1923 год стал поворотным годом в истории советского изобразительного искусства. 13 апреля было опубликовано историческое решение ЦК КПСС об организациях литературы и искусства. Это решение нанесло сокрушительный удар по многочисленным формалистическим группам, которые стали тормозом на пути развития молодого советского искусства. Был образован единый Союз художников СССР, наметилось усиление развития по пути реализма, была создана база сегодняшнего искусства.