Смекни!
smekni.com

Русское искусство ХХ века (стр. 3 из 4)

При посещении музеев изобразительного искусства в СССР, где бережно сохраняется культурное наследие прошлого в качестве всенародного культурного достояния, убеждаешься, что в них представлена вся славная история живописи от иконописи до современности, не забыт ни один период, включая и период существования формалистических групп начала двадцатого века. Особенно широко представлены все основные произведения живописи с 19 века до наших дней.

Расцвет реализма во второй половине 19-го века углубил содержание пейзажной живописи, художники-пейзажисты находили новые способы выражения, обращались к сложным вопросам творческого воздействия народа на природу. Шишкин, Саврасов, Васильев, Куинджи, Левитан, Коровин и другие утвердили жанр русского пейзажа, он продолжает в известном смысле жить и в современной советской живописи.

Портрет - В 19 веке портрет также получил крещение реализмом, из напыщенных застывших натуралистических портреты перерождались в наполненное жизнью искусство.

В эпоху реалистического искусства объект портретной живописи переместился с царей и аристократии к простому народу. Страдающий старик, нищий в лохмотьях, образ матери, отдельная личность, человеческая жизнь - в портретах выражались радости и страдания человека, портрет стал откровением, заставлял ощутить жизнь во всей ее полноте.

Почти все великие мастера 19 века были и портретистами. Поскольку портрет наряду с пейзажем был традиционным в русской живописи, для написания больших тематических полотен художник должен был владеть одинаково любым жанром живописи.

Натюрморт - Во второй половине 19 века в произведениях художников-реалистов натюрморт не играл заметной роли, поскольку их задачей было прославление служения обществу. В это время натюрморт становится предметом учебной работы, развивающей способности художников.

Однако, тем не менее, Левитан наряду с пейзажами писал и натюрморты, наполненные любовью к русской природе.

Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами [3, 102]. Образная живопись - В жанре образной живописи отчетливо прослеживаются реализм 19-го века, в период его расцвета. В реалистическом искусстве наблюдается глубокое проникновение в психологию человека, в психологию общества, должен быть дан ясный ответ по разрешенным проблемам. То же и в живописи. Разумеется, в каждой великой тематической картине, в каждом дереве и в каждой былинке пейзажа, в каждом предмете натюрморта запечатлены полнота души, зов сердца. С течением времени развивались эти эстетические идеи, в результате возник жанр образной живописи с ее современным высоким интеллектом.

Жанровая живопись в России существовала издавна, но настоящего развития она достигла в 19 веке, в период расцвета реализма. Гуманистический реализм 19 века добросовестно отображает жизнь людей своей эпохи, детально показывает их одежду, прически, косметику, украшения, интерьер жилищ, жесты, манеры, даже вышивку на носовых платках. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. В этих картинах человек живет в своем времени, в своем привычном окружении, герой или героиня картины выражают идеи и стремления своего времени, поэтому эти картины будут всегда производить на зрителя самое свежее непосредственное впечатление, сколько бы сотен лет не прошло. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Однако, в зависимости от содержания, картина может быть или более тематической или же более жанровой, это разделение зависит от выразительного языка произведения. Если рассматривать жанровую живопись исторически, то реализм 20-го века по сравнению с реализмом 19-го века стал гораздо глубже по сути. Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию - революции в СССР, люди возвратились к реализму - реализму социалистическому, основанному на стремлении созидать, а не разрушать. Однако, нельзя сказать, что в изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-го века. Спустя четверть века после революции открылись решающие возможности для утверждения нового реалистического искусства. Причина этого в том, что и реализм 19 века, и реализм 20-го века был воплощением братского стремления людей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза [3, 97].


4. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма

Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им действительности и смысла бытия.

Глобализация современного мира трансформирует концепт "советская культура", изменяя его влияние на традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Это актуализирует необходимость исследования его в рамках и культурологического знания и в целом теории культуры.

Исследование феномена тоталитаризма как типа цивилизации, оказавшего влияние на советскую культуру, началось в конце 30-х гг. в трудах X. Арендт, Р. Арон, З.Бжезинского, В. Гуриан, и других. Проблемами тоталитаризма и тоталитарной культуры занимались: Т. Манн, Б.Брехт, К.Ясперс, Э.Фромм, В.Гроссман, В.Шаламов, А. Сахаров, А.Солженицын и другие [4, 212].

Из рассмотренного материала уже можно вывести трудности развития искусства в условиях тоталитаризма. Основным моментом в этом случае выступает партийность. И можно теперь поговорить о формировании культуры тоталитарного общества.

В каждой из тоталитарных культур существовала технология работы с бессознательным. Ведь каждый из художников претендует на то, что он имеет определенную стратегию овладения бессознательным. Инженерный подход к бессознательному, тогда состоит в том, чтобы прибрать к рукам и овладеть. Этот подход выделил художников авторитарного толка. Архитектура включается в контекст идейно - политических проблем, которые с невиданной остротой развиваются в художественной культуре. Сверх задачей становится связь строительства с промышленностью. Проявилось это в строительстве собора социализма. Побочным эффектом стало строительство массового жилья. Социальная проблематика является постоянно действующим фактором во всей истории архитектуры, но в острые переломные периоды роль его возрастает в исключительной степени. Имперский стиль эпохи тоталитаризма воплотился, в так называемой, культуре № 2. Культура № 2 - символ конечности, например, дворец Советов. Он символизирует на своих ярусах все стили: от стилей Древней Ассирии и Древнего Рима до конструктивизма. Это предполагает мотив стабилизации жизни. Здание Дворца Советов - неподвижность, затвердевание культуры, культ вертикали и ее сакрализация, иерархия. Московские небоскребы - это стремление смоделировать небо, причем " рабочее небо". К способам моделирования этого образа относятся, например, своды метро. Всякие переходы сокрализуются, вот почему входы в метро (в Москве) оформлялись как входы в храм. Однако если учесть, что при этом мы спускались под землю, то на ум приходят символы подземных божеств. Все эти проявления можно увидеть в искусстве 50-80 годов это важное время для формирования советского искусства. Главное, основное - новизна, поворот. "Оттепель" - основное слово этого времени, первые проблески демократического, не подцензурного начала. В пятидесятых годах происходит масса выставок и конкурсов. В это время на арену выходит Анатолий Зверев, его еще называют "русским Матиссом" [4, 226].

С 1957 года интереснейшие выставки идут на двух основных площадках: Музей имени Пушкина и Музей имени Маяковского. Это были выставки мастеров русского авангарда.

В живописи 1956-57 годы складывается ряд очагов неофициальной культуры. Во-первых, образована студия Э. Билютина -"новая реальность". В 56-60 г. - это первые годы подобных выставок.

Во-вторых, образована школа, к которой примыкали Крапивницкий, Равин, Яковлев и др. 56-58 годы - значимые процессы в развитии живописи, нетрадиционного искусства. Квартирные выставки, развитие самиздата характерны для этого времени. Начиная, с 1969 года введено постановление об обязательной цензуре выставок. Массовая аудитория все больше начинает ощущать потребность в другом изобразительном искусстве. У художников же, наоборот стремление выйти к мировым массам. 1974 год "бульдозерная выставка" - попытка организовать выставку на открытом воздухе. В 1975 году были проведены две большие выставки на ВДНХ , 1972 год- расцвет соц.арта - Андрей Харитонов, Кулаков... Возвращение к вечному и личному характеризует развитие не только живописи, ни и кинематографа: Тарковский, Шукшин. Это своеобразное начало авторского кинематографа. Не случайным было нарастание в духовной культуре семидесятых годов музыки. Именно в 70-ые годы впервые звучит творчество Губайдуллиной, Шнитке, Эдисона. Этот период попытка вырваться за рамки культуры, это контркультура. Итак, три типа, на которых держалась советская ментальность: созидание, война, культура сливаются в одно целое. XX век -век компьютерной техники. Возрастание роли знаковых систем и средств массовой информации. Культура начинает восприниматься как интерзнаковая реальность. В это же время, XX век содержит противоречие: философичность и концептуальность доминанты развития современной культуры. Советская культура, с одной стороны, стремиться стать философией откровения. С другой, выведение на первый план ценностей негативного плана. Это становится симптомом XX века. Взаимосвязь философии и искусства выразили философские настроения и идеи, например Риккерта. Культура XX века пытается себя самопознать. Картина предстает как стремление раскрыть новые представления о пространстве и времени.