Смекни!
smekni.com

Рязанский театр (стр. 2 из 5)

М.С. Воробьева, чье дарование раскрылось в Рязанском театре , стала впоследствии виднейшей актрисой Московского театра первой четверти XIX столетия. Она "потрясала сердца москвитян" в "Бедной Лизе", в патриотических пьесах периода Отечественной войны 1812 года и особенно в "слезных, мещанских" драмах Коцебу. Остальные четверо актрис "Оперного дома" - Матрена Полянская, Дарья Колпакова, Ефросинья Хмельницкая и Елизавета Подкорытова, и 9 актеров-юношей удолетворяли требованиям тогдашней сцены, никто из них уволен не был.

Кроме актеров и механика сцены в театре работали два живописца-декоратора и маленький оркестр - трех музыкантов под управлением капельмейстера. (8, с. 44)

В течение всей первой половины XIX века Рязанский городской театр играл заметную роль в культурной жизни губернского центра. После перерыва, вызванного военными событиями 1812 г. ( в те годы все театры страны были закрыты), он возобновил свою деятельность 21 января 1821 года, показав трагедию Шекспира "Отелло" В статье, напечатанной в "Северной пчеле" и перепечатанной в "Московских ведомостях" в 1829 году говорилось, что из 23 театров империи (13 русских, 5 немецких, 2 итальянских, 1 польский ) "в Рязани один русский. Играет трижды в неделю оперы и комедии". (10, с. 60-61)

Как сообщалось в мемуарной литературе, в 1821-1826 годах театральное здание в Рязани "имело еще стойкость " и в нем "дело шло изящно". На сцене "Оперного дома" периодически выступала крепостная балетная труппа помещика Спасского уезда, престарелого камергера Г.П. Ржевского, которая являлась одной из лучших трупп крепостной России. Документы сообщают, что десятилетняя Серафима Виноградова из этой труппы была не только лучшей танцовщицей, но и драматической актрисой и певицей, а четырнадцатилетняя Ирина Хохлова - "легкая попрыгунья, как из пробки сделанная". Для этой труппы Ржевский в своем имени в селе Исады Спасского уезда построил специальный "Красный дом", где была театральная сцена. Дом этот вызывает восхищение искуствоведов, которые при этом "забывают" о судьбе тех, кто выступал на сцене "Красного дома". В 1824 году вся труппа была продана "по 1000 рублей за штуку", так как Ржевский к этому времени разорился, что вызвало гневные строчки А. С. Грибоедова в его "Горе от ума", написавшем, что "Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!!!" Данный факт демонстрирует насколько чудовищно было состояние крепостничества в России. Впоследствии танцовщицы этой труппы составили ядро балета московского Большого театра.

Мы не знаем судьбу выстроенного в Рязани в конце XVIII века "Оперного дома", но известно, что с 1829 года театральные представления стали даваться в частных домах, снимаемых для этой цели различными антрепренерами. В частности, известно, что в 1836 г. премьера гоголевского "Ревизора" прошла в деревянном здании, сооруженном в том месте, где сейчас находится сквер напротив памятника И.П. Павлову. При этом сохранилось то своеобразное положение театра, которое образовалось при его возникновении: существовала частная антреприза, при которой содержатель театра часто являлся и актером в ней, а с другой стороны, основное имущество: декорации, реквизит и часть мебели -принадлежало городской управе и по окончании гастролей сдавалось одной труппой и выдавалось другой, начинающей свою деятельность.

В 1840-1841 год Рязанский театр переживает период упадка: содержатель обанкротился, труппа рассеялась по городам страны. В1843-1844 году театр помещался в полу развалившемся здании, работали в нем странствующие труппы невысокого уровня. (1, с. 34) Возрождение театра связано с именем рязанского губернатора П.П. Новосильцова. В 1853 году он привлек в качестве директора театра местного откупщика Дениса Осиповича Немцова, который всерьез увлекся новым делом и вложил в него немалую часть собственных доходов. Приглашенный Немцовым лучший рязанский архитектор Н.И. Воронихин заново перестроил и отделал деревянное здание театра на углу улиц Соборной и Семинарской. "Партер и ложи были обиты красным сукном, ложи в два яруса и с мягкой мебелью, над ними раек, а над сценой высились большие часы", - вспоминает граф Бутурлин. (12, с. 9) В качестве режиссера был приглашен известный в то время артист Императорских московских театров Федор Кондратьевич Сахаров. Из Москвы был выписан и опытный машинист сцены И.К. Браун.

В актерском искусстве российской провинции в середине XIX века происходил сложный процесс ломки привычных рамок амплуа и переход к поискам жизненной достоверности. В рязанском театре в этот период оба направления были ярко представлены творчеством актеров Выходцева и Браво. В игре известного провинциального комика Григория Александровича Выходцева царило балаганное начало, идущее от скоморохов. Каждое свое появление на сцене, будь то фарс или пьеса Гоголя, он начинал с возгласа из-за кулис; "Хо-хо-хо!" или "Вот я иду!", или "А ну-ка, нажаривай!" Во время заключительных выходов на аплодисменты публика ждала от него очередного фортеля - и Выходцев выкатывал на сцену в детской колясочке, вползал на четвереньках, на животе, как ящерица. Новые веяния в искусстве выражал молодой актер Егор Яковлевич Браво - "наблюдательный, правдивый, чуждый провинциальным штампам и рутине". (12, с. 9) По свидетельству товарища по сцене, он скоро сделался любимцем рязанской публики. Среди приглашенных Немцовым молодых актеров был и наделенный незаурядными вокальными данными И. И. Лавров, в конце 1854 года перешедший на сцену малого театра при активном содействии рязанской дирекции и губернатора. Он успешно дебютировал в партии Торопки в опере А.Н. Верстовского "Аскольдова могила", в которой особенно полюбился рязанским зрителям.

Большой успех у рязанских зрителей имели гастроли известного негритянского трагика Айри Олдриджа (1805-1867 гг.), выступавшего в 1850-е годы в России и прославившегося исполнением роли Отелло и других шекспировских героев.

Рязанский гимназист тех лет И.И. Янжул, видевший Олдриджа на рязанской сцене, писал, что его игра "оказала несомненно чрезвычайное полезное влияние на всю мою жизнь", прежде всего потому, что ввела и притом очень рано "в область чувства в виде превосходных драм Шекспира и сделала меня их поклонником. Для меня открылся новый мир, прежде незнакомый; я впервые начал вдумываться и всматриваться в человеческие отношения, к которым прежде относился бессознательно, как ребенок: затем Олдридж, за что я должен быть ему вечно признателен, выучил меня очень рано, лучше всех моих официальных наставников силою своего таланта и впечатления, иностранному языку и притом столь важному, как английский, и сделал его моим любимым языком". (8, с. 105)

Этот яркий период в истории рязанского театра был, однако, непродолжительным По прошествии трех лет Немцов передал дела своему товарищу по дирекции, правителю дел губернатора Е.М. Бернарду, который вскоре сдал театр третьему лицу. Театральное здание было впоследствии снесено, и из-за отсутствия специального помещения к 60-м гг. театр в Рязани перестал действовать. Известно, что во второй четверти XIX века представления давались в частных домах, а затем совсем прекратились. Это не могло продолжаться долго, поскольку театр прочно вошел в культурную жизнь города. Из документов рязанского архива мы узнаем, что специальная комиссия по устройству театра, которая начала работу 15 марта 1860 года, уже 21 марта того же года "распланировала место под строительство театра и приступила к производству земляных работ". (9, с. 123) Постройка театра началась на Соборной площади, наблюдения за работами в техническом отношении были возложены на архитектора Сергея Александровича Щеткина. Видимо, он был и автором проекта этой постройки.

В 1860-1862 году театр был построен за счет средств, пожертвованных откупщиками. Новое здание было намного просторнее прежних помещений, зрительный зал полуциркульной формы был рассчитан на 500 мест. (11, с. 40) Его постройка обошлась в 30 тысяч рублей. Осенью 1862 года в новом здании театра стали даваться представления. Заметное место на сцене театра заняла драматургия Островского. В 1866-1867 гг. в труппу театра вошли уже известные рязанскому зрителю актеры - муж и жена Дурново, молодой талантливый актер Погодин, игравшая первые роли актриса Волкова и запоминающаяся в комических ролях актриса Кравченко.

Деятельность рязанского театра в новом здании оказалась непродолжительной: в ночь с 27 на 28 ноября 1867 г. здание театра сгорело, остались, как свидетельствуют документы, лишь "стены и горелое железо". Вскоре начались работы по его восстановлению. Комиссия, созданная с этой целью, констатировала: "Рязанский городской театр представляет собой единственное развлечение для публики, и поэтому, когда он был истреблен пожаром, большинство местного общества выразило самое горячее желание скорейшего его восстановления". (8, с. 106) Восстановление шло за счет средств, полученных от страховки (около 8 тысяч рублей) и пожертвований частных лиц. Но когда в феврале 1871 г. комиссия стала принимать восстановленное здание театра, то оказалось, что ложи построены неправильно, галерея шатается, а потолок угрожает обвалом. К лету 1871 г. театр был в основном восстановлен, а в апреле 1872 г. сдан в аренду на 9 лет содержателю калужского театра В.Воронину.