Смекни!
smekni.com

Фэнтези и субкультура толкинизма (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

1. Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре

2. Структура «толкинизма» как субкультуры

3. «Массовый толкинизм»

Заключение

Источники и библиография


Введение

В современной культуре существует явление «фэнтези». Это понятие включает в себя не только литературные произведения, особенно популярные среди молодёжи, но и экранизацию фильмов, компьютерные игры и т.д. Последние годы знаменуются всплеском новой волны «фэнтези», связанной с выходом на экран фильма «Властелин колец» (2002 г.) и одноимённой компьютерной игры (2003 г.), публикациями романов о Гарри Поттере и экранизацией этих произведений и т.д.

Заинтересовавшись явлением «фэнтези», я обнаружила, что оно остаётся недостаточно изученным и раскрытым в современной исследовательской литературе, вероятно, в силу своей актуальности и динамичности. К тому же понятие «фэнтези» имеет несколько ответвлений, к которым относятся течение «толкинистов», «поттеристов», «перумовцев», «никитенцев» и др.

Моё внимание привлекли «толкинисты» как одно из самых первых и устоявшихся течений в «фэнтези». Кроме того, на мой взгляд, «толкинизм» сегодня претендует на роль особого типа субкультуры в силу определённой структуры и особенностей функционирования.

Основой моего исследования стали, прежде всего, критические и публицистические статьи в СМИ, «толкинистские» сайты в Интернете, издания произведений Р. Толкина и его последователей. В отечественной научной литературе ещё не сложилось научной традиции понимания «фэнтези», поэтому целью моей работы стало исследование компонентов и механизмов возникновения и существования «толкинизма» как особого вида субкультуры. Задачи моего исследования:

1) дифференцировать составляющие «толкинизма»;

2) выявить взаимодействие компонентов в системе «толкинизма»;

3) проанализировать развитие и трансформацию «толкинизма» в современной культуре.

I. Понятия «фэнтези» и «толкинизм» в современной культуре

В современной критической литературе существует несколько определений «фэнтези». Большинство исследователей понимают под «фэнтези» литературный жанр. (№,14), определяя «фэнтези», выделяет несколько принципов, характеризующих этот жанр.

Первый принцип – система персонажей, в которой присутствует такие мифические герои, как эльфы, драконы и маги (оговорим, что в основе «фэнтези» чаще всего лежат германо-скандинавские мифы). Этот принцип не может быть основополагающим, так как существует ряд произведений, структура персонажей которых строится иным образом (например, центральными персонажами произведения становятся не перечисленные мифические герои, а люди).

Другой принцип определения жанра «фэнтези» - это категория «хронотопа»: действие произведения разворачивается не на Земле, а в ином пространстве, и в иное, некое «параллельное», время (№,14). В этом случае к «фэнтези» можно отнести большинство произведений жанра фантастики, следовательно, это определение также является не точным.

Следующий принцип определения «фэнтези» заключается в том, что в основе конфликта произведения этого жанра лежит титаническая схватка добра со злом, исход которой решит судьбу мира ( №14). Это утверждение не лишено доказательств, но не может быть определяющим, так как существует жанр «героического фэнтези», в котором действует герой-одиночка, спасающий, прежде всего, себя, а затем уже – мир (например, Ю. Никитин «Святой Грааль»).

Существует точка зрения, что, если в фантастическом романе, описано действие приборов и машин – это фантастика, а если нет – это «фэнтези» (№14).

Особо нужно оговорить соотношение понятий «фантастика» и «фэнтези». Разграничим эти понятия. Буквальный перевод слова «фэнтези» - воображение, фантазия – имеет много общего с пониманием фантастики в литературе: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2) нечто редкое, преувеличенное, необычное (№ 15, С.355 – 358). Таким образом, «фэнтези» и «фантастика» понимается как противоположное реальному и существующему. Но, определяя жанр «фэнтези», необходимо отделить его от жанра «научной фантастика». «Научная фантастика» - это литературное произведение, моделирующее события далекого прошлого на основе достижения науки и техники (№ 11).

Исследователи еще не сошлись на четком определении «фэнтези». Многие склоняются к тому, что «фэнтези» - это набор приемов, черт, которые делают произведения в этом жанре своеобразными и отличают их от другой художественной литературы.

Соглашаясь с мнением критиков, что «фэнтези» - это, прежде всего, жанр литературных произведений, в которых большое значение имеют все вышеперечисленные особенности (система персонажей, сюжет и конфликт, хронотоп), в своей работе под «фэнтези» я буду понимать не только литературный жанр, но и целую систему произведений художественной культуры. Все эти произведения следуют литературе в жанре «фэнтези» и поэтому, создают единое семантическое поле: рисунки, компьютерная графика, компьютерные игры, поэзия, ориентированная на сюжеты «фэнтезийных» произведений, фильмы и т.д.

Жанр «фэнтези» предполагает внутреннюю градацию, в зависимости от литературного источника.

Особое место в «фэнтези» занимает «толкинизма». Его можно определить как движение поклонников творчества профессора Джона Рональда Руэла Толкина. Самое известное его произведение – это трилогия «Властелин колец», которая, по оценкам СМИ, признана одним из самых читаемых произведений художественной литературы XX века и наделена всеми вышеперечисленными чертами жанра «фэнтези».

«Толкинизм» - явление, сложившееся в современной отечественной культуре в 80-е годы ХХ века. «Толкинизм», на мой взгляд, представляет особый интерес. Он не только выходит за границы литературного жанра, но и претендует на роль особой субкультуры.

В современной исследовательской литературе под «субкультурой» понимается особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем и обычаями (№ 11). «Толкинизм» предполагает объединение группы людей, ориентированных на создание особой манеры поведения, общения, в основе которого – общность интересов. В следующих главах своего исследования я попытаюсь доказать эту гипотезу.

Прежде всего, на мой взгляд, можно выделить в «толкинизме» два направления: это «истинный толкинизм», претендующий на статус элитарной субкультуры; и «массовый толкинизм», то есть, эксплуатацию массовой культурой творчества Толкина. Исследованию этих направлений посвящены IIи III главы моей работы.

II. Структура «толкинизма» как субкультуры

Определи структуру «толкинизма», как субкультуры. Условно её можно поделить на две части: ядро и периферия. Ядро включает в себя прежде всего романы Дж.Р.Р. Толкина, клубы ролевых игр и искусственно созданные языки. Периферию составляют рисунки, «апокрифы» и толкинистские интернет-страницы.

Произведения Дж.Р.Р. Толкина являются основой субкультуры это уже названная мною трилогия «Властелин колец», повесть «Хоббит или Туда и Обратно», «Сильмариллион». Их уникальность как произведений в жанре «фэнтези» в том, что, в отличие от других «фэнтезийных» произведений, основывающихся на уже устоявшейся культуре разных стран, в них профессор Толкин создаёт целостную картину особого мира, имеющего собственную культуру и новые языки. По сути дела, он описывает рождение, становление и развитие новой цивилизации (народы Арды, их культура).

В «толкинизме» существует такое явление, как ролевые игры и клубы ролевых игр. Ролевые игры – это воссоздание в реальном времени событий, описанных в «фэнтезийных» произведений. Клубы занимаются организацией ролевых игр и турниров (соревнований во владении различными видами оружия: мечи, кинжалы, топоры, копья). Так же клубы ролевых игр обеспечивают связь между «толкинистами» одного города и разных городов. Контингент клубов самый разный: от 13 – 14 лет до 40 и больше. Наибольшее количество клубов в Москве (около 100). Из ближайших к столице городов существует 5 клубов в Костроме и по одному в Ярославле, Череповце, Рыбинске и Вологде.

Внутри клубов существует иерархия, а точнее, деление на «тёмных» и «светлых». «Светлые» - это «толкинисты», которые придерживаются традиционного видения мира Толкина, взгляда на события экспозиции добра. «Темные» - это «толкинисты», которые считают единственной верной трактовку событий с «оборотной» стороны, то есть с позиции темных сил. В «толкинистской» среде между «темными» и «светлыми» иногда имеет место непонимание, но, несмотря на это, «толкинизм» не распадается на «темные» и «светлые» движения.

Существование ролевых клубов, на мой взгляд, одно из наиболее убедительных свидетельств претензий «толкинистов» на создание собственной субкультуры. «Толкинисты» вырабатывают особые обычаи, формы общения, поведения, принятые в клубе, и даже выходящие за пределы клубного общения. Не случайно, членов клуба агрессивно настроенные «обыватели» относят к сектантам.

Особое место в ядре «толкинистской» субкультуры занимают искусственно созданные языки. По образованию Дж. Р.Р. Толкин был лингвистом и работал профессором Оксфордского университета. В своих произведениях он профессионально разработал два искусственных языка: это квенья и синдарин. Эти наречия позднее были доработаны «толкинистами» и, на сегодняшний день, приняли форму полноценных языков, на которых можно читать, писать и разговаривать, но, из-за своей сложности и архаичности, занимают в «толкинизме» то же место, какое в нашей современной действительности занимают латинский и греческий, то есть мертвые, языки. Несмотря на это наречия являются востребованными среди «толкинистов» и в Москве даже существует клуб по изучению квенийского и синдаринского языков. Таким образом, существование особых языков также свидетельствует о претензии «толкинистов» на элитарность, а следовательно на создание субкультуры.