Смекни!
smekni.com

Художественная культура немецкого Возрождения (стр. 2 из 5)

Дюрер стал одним из создателей портретного жанра в Германии: он написал ряд автопортретов, правдиво запечатлевших не только его облик в разные годы жизни, но и различные душевные состояния автора; он оставил целую галерею живописных и графических образов своих современников: гуманистов, купцов, политических деятелей, которым дал индивидуальные характеристики.

Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв он выразил в серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (Мастерские гравюры, 1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.

До сих пор пленяет графика Дюрера (он в совершенстве овладел всеми основными ее видами: ксилографией, офортом, резцовой гравюрой и т.п.), понять которую часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которую там можно обнаружить. Но искать разгадки завораживающих изображений нужно в эпохе Реформации. Может быть, графические листы ярче всего отразили стойкость духа этих людей, готовность отвергнуть любые искусы, но и горестные сомнения в конечном результате борьбы. Именно об этом думаешь, глядя на «Меланхолию» (Мастерские гравюры, 1514) - воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека.

Как истинный представитель Возрождения Альбрехт Дюрер был универсально образованным человеком. Он блестяще знал математические и естественные науки, в том числе активно занимался проблемами астрономии. Работая над картами звездного неба, Дюрер часто сам следил за небесными светилами в обсерватории на крыше своего дома в Нюрнберге. Во время работы над гравюрой «Меланхолия», Дюрер следил за появившейся яркой кометой. «Меланхолия» - самая загадочная и одна из самых любимых работ Дюрера.

Об этой гравюре написано очень много, каждый штрих был подвергнут тщательному анализу. При этом очень часто, привлекались астрономия и астрология. И, конечно, в первую очередь, внимание обращалось на комету. Но оказалось, что очень многое в этой гравюре, в том числе и комета, связано с символикой планеты Сатурн, которая покровительствует меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший интеллект, поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Выделялись три типа меланхолии. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй тип – это люди, у которых рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Художникам доступна только первая ступень. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, выводит на гравюре надпись MELENCOLIA I. Крылатая женщина неподвижно сидит, подперев рукой голову, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака, животное, символизирующее меланхолический темперамент. Эта женщина – своеобразная муза Дюрера – печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но не может проникнуть за видимые явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее силу и волю. Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, панически боявшегося зловещего влияния планеты Сатурн. Поэтому на голове у женщины венок из лютиков и водяного кресса – как средство против опасного влияния Сатурна. Рядом с лестницей, на стене изображены весы. В 1514 году, в год создания гравюры, планета Сатурн находилась именно в созвездии Весов. Там же, в Весах, в 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса. Это явление хорошо наблюдалось на утреннем небе. До этого Венера и Марс находились в созвездии Девы. Со времен античности считалось, что такие схождения планет являются причиной появления комет. Комета, которую видел Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах, где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии.

Есть у Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно смело отнести цикл гравюр «Жизнь Марии» (около 1502–1511) - воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека,вдохновивший в XIX в. Рильке на цикл стихов, а в XX — Хиндемита на цикл романсов на эти стихи.

Вершиной творчества Альбрехта Дюрера явилось грандиозное изображение «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину, - подлинный гимн человеку.

Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занавеса. За ними — фигуры Петра и Марка, погружённые в черноту фона, на котором выделяются высокий лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка. Картины сопровождают тщательно подобранные тексты из писаний изображённых здесь святых, общий смысл которых — предостережение. Мастер увещевал своих сограждан остерегаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений».

Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса.

В последние три года Дюрер пишет теоретические труды по искусству живописи: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человеческого тела».

Значение его творчества для национальной культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

2.2 Лукас Кранах Старший - виртуоз декоративных решений

Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). В его живописи особенно отчетливо прослеживаются готические мотивы. Множество деталей, некоторая манерность заслонялись удивительной красотой колорита, поражающего, особенно на женских изображениях, и сегодня. Его мадонны и другие библейские героини — явные горожанки и современницы художника. Они несколько излишне хрупки, но зато наряжены в роскошные модные платья, у них сложные ренессансные прически и великолепный цвет лица, говорящий не столько о природном здоровье, сколько о выхоленности. В поздний период творчества эти качества превратились в манеру, у художника появилось множество учеников, помогавших ему писать, и живопись мастера стала уже образцом маньеризма, свидетельствующие о конце немецкого Возрождения.

Но его лучшие работы, созданные в начале века, остаются образцом возрожденческого видения мира.

В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии («Распятие», 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи.

На картине «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем) изображена лужайка в лесу, родник, бьющий из песчаного откоса, белая березка, ель, лапы которой подернуты инеем. Над родником - маленькая русская елочка. Нет никакого следа южного пейзажа. Напротив, всячески подчеркивается, что это северный пейзаж, типичный для средней России.

Ювелирный рисунок, сияющий колорит, звонкая голубизна небес, изумруд зелени, новое чувство природы этой и других пейзажных картин Лукаса Кранаха наряду с акварелями Дюрера стали путеводными для тех, кто осваивал новые направления пейзажа (среди них Альбрехт Альтдорфер, Вольф Хубер и другие мастера, в то или иное время бывавшие в Вене или работавшие в Австрии).

В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды. Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены в «Алтаре Св.Екатерины» (1506, Картинная галерея, Дрезден) и «Княжеском алтаре» (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах «Венера и Амур» (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Нимфа источника» (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).

На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Его портреты пользовались большой популярностью. Моделями Кранаха были саксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки.

Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты (Портрет Мартина Лютера, 1543, Германский национальный музей, Нюрнберг).