Особо хотелось бы остановиться на з гике гаже - самом уязвимом месте современных экспозиций Часто он скуп, малоинформативен, нечитабелен При тех финансовых трудностях, которые испытывают многие музеи, и ограниченных возможностях использования новейшей техники умелое использование пояснительной информации - как научного характера (расширяющего знания о предметах и истории), так и игровой (представляющей возможность реконструировать события, сооружения, памятники), способно значительно повысить ябммуникативность экспозиции Например, в американских музеях эт/фму каналу уделяется особое внимание, что и отметили российские участники семинара «Содержание Интерпретация Презентация», прошедшего в Нью-Йорке в марте 2001 г и посвященного информации в музеях Этикетаж составляется с учетом интересов разных посетителей, в зависимости от концепции экспозиции - либо подвергается литературной обработке, либо исходит
19
из менталитета представленной нации
Если обратиться к схеме, приведенной ранее, последний этап коммуникации предполагает изучение эффекта процесса декодирования поступивших сообщений, которое выражается в оценке ответа на коммуникацию, т е изучение социологическими методами адекватности
26
восприятия аудиторией замысла экспозиционеров, гемла и контекста экспозиции
Подводя итог можно сказать что координирующая роль м>зея и сл> чае осуществпения функций коммуникационной системы, о которой говорилось выше должна возрастать Его информационные ресурсы огромны Их умелое использование может служить российскому обществу в качестве адаптационных, ценностно-нормативных, социализирующих
Литература:
1. Тоффчер Э На пороге будущего // Американская моде 1ь с будущим в конфтикте М 1984
2. ' Почепцов Г Г Теория коммуникации М 2001 С 10
3. 1 Россия у критической черты возрождение или катастрофа М 1997 С 105
4. *Ко1ьчикС Двойка по патриотизму//Аргументы и факты 2001 12 марта
5. 5 Гнедовский М.Б. Проектирование прошлого и музей будущего: метаморфозы проектного подхода в музейном деле // Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности./ Сб. научн. Тр. - М., 1990. - С. 95
6. 6 Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы // Музееведение. На пути к музею XX века. Музейная экспозиция. М., 1996. - С. 37- 54
7. 7 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфсра – история. М., 1996. – 234с.
8. Умберто Эко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. - С. 121
9. 9 Гам же С 137
10. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиции: историки краеведческих музеев в свете современных теории научного познания // Музеи в современном мире: традиционализм и новаторство. //Труды ГИМ 1999. - Вып. 104. - С. 108 -112
11. Г)дьова А 4 Принципы еоогнееенпя чпчностп художника и кошексты зпохп в ие торпко кульгурпом нее 1едованпи // Выбор мею и изучение культуры в Роеепн 1990 \ годов М 2001 С 12-»
12. ' БодркнярЖ Система вещей М 1995 С 11 60
13. КнабеГ. С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы // История мировой культуры. Наследие Запада Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций. М, 1998. – 336с.
14. Бессмертный Ю П Концепция специализации «Историческая антрополошя» //Историческая аптромо юшя Концепция преподавания в РГГУ Учеб метод посооие М 2001 С 8
15. " Панов А Сахаровекий центр забил в набаг Получи 1ся мюзикл // Коммерсант 2001 4 ав|
16. " Koiochoea7 Г Советский по штнческии п ыкаг как исторический источник (но материалам цикла выставок «Симвоты эпохи в советском плакате») // Теория и практика музеи ного дела в России на рубеже XXXXI веков Труды ГИМ M.200I Вып 127 С 329
17. 17Яьовеньо И Г Методологические аспекты цивилизационных исследований // Выбор метода изучение культуры в России 1990 \ годов М 2001 С 78
18. 18Почепцов Г Г Указ соч С 233
19. "Нам есть чему учиться в Америке//Все музеи 2001 Март
34 ЦХАФ АК. Ф. 395. Оп.3. Д. 23. Кулундинский строитель. 1979. 23 февраля
35 Кулундинский строитель. 1979. 28 февраля
36 Путь к коммунизму. 1979. 4 октября