Смекни!
smekni.com

Культура древних цивилизаций (стр. 2 из 4)

Магия слова.

В основе космогонии, изложенной в "Книге мертвых", лежали представления о "холмах творения" - небольших возвышенностях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами. На вершине самопроизвольно возникшего первичного холма творения появился бог солнца Атум. Далее Атум сотворил свои имена, называя ими части собственного тела. Вследствие этого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему. Таким образом, акт произнесения нового имени есть акт творения – магия слова присутствует в древних мифологиях многих народов, в том числе египтян. Древний мир верил во внутреннее единство слова и предмета. Имя воспринималось как некая часть его носителя или даже как его представитель, т.е. как он сам. Поэтому использовать имя следовало с осторожностью, поскольку неуместное употребление имени некоторого существа или названия определенного предмета может иметь трагические последствия.

Египтяне считали, что все явления окружающего мира в принципе единосущны, хотя и многообразно поименованы. У одного явления – много имен. Например, небо для египтянина – это и женщина, и корова, и река, по которой плывет солнце. Следствием идеи единосущности всех элементов Вселенной был принцип свободной замены, перестановки вещей, взаимозаменяемость предметов и изображений.

Обожествление царской власти.

Царь Египта был одним из богов, главным посредником между богами и людьми, единственным правомочным жрецом всех богов. Титулом фараона было "сын Ра", главной заботой которого была страна Египет, понимавшаяся как "дочь Ра". Получалась божественная пара: Египет – единственная дочь Ра и фараон – сын Ра. Фараон считался именно физическим сыном бога солнца. Ра якобы лично посещал землю для порождения правителей. И если матери фараонов были земными женщинами, то в отношении отцов существовало замещение: Ра принимал облик правящего царя. Личность фараона была слишком священна, чтобы к нему можно было непосредственно обращаться. Поэтому использовали околичности типа "было приказано" вместо "он приказал". От одной из таких перифраз "пераа" ("Великий дом") и происходит слово фараон. Царь в древнем Египте отвечал за все: за оборону границ, за пищу, за воду, за погоду и смену времен года. При наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом начать разлив, он также начинал пахоту, он же срезал и первый сноп нового урожая. Он рассматривался как жизненная сила всего Египта, как его Ка.

Представления египтян о загробном мире.

Представления о загробном мире фокусировались на мифе об Осирисе. Тайный страх смерти преодолевался у египтян магией вечности: если бог царит и в смерти, то жизнь и смерть непрерывны – смерть продолжает жизнь. Загробная жизнь – повторение земной жизни со всеми ее занятиями и удовольствиями. Похороны умершего фараона сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история Осириса. Нового же фараона считали воплощением Гора. Позднее ритуалы погребения проводились в честь умерших богатых и знатных людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, просто зарывая в песок.

В подземном царстве умерший предстает перед судом Осириса, затем наступает загробная жизнь, во всем похожая на земную. Поэтому покойник должен был быть снабжен всем необходимым для этой жизни, вплоть до собственного тела. Отсюда и обычай бальзамирования (так как и Осирис только этим путем стараниями близких был восстановлен к жизни). Бальзамирование распространялось не только на людей, но в древнейшие времена – на животных. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим, поскольку жизненная сила человека – "Ка" - должна опознать свою земную оболочку и вселиться в нее. Кроме тела и статуи следовало обеспечить умершему и богатство. Множество небольших статуэток – "ушебти" - заменяли покойному слуг. На стенах гробниц располагались росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий – войн, пиров, охот и т.д. Эти изображения – повесть о земной жизни, находились в замурованных погребальных камерах и не предназначались для осмотра, заключая в себе самостоятельное жизненное начало. Труд художника считался священным, а ведущие зодчие, скульпторы и живописцы были высокопоставленными лицами, жрецами.

Именно в древнеегипетской культуре впервые совершенно четко, хотя и в мифологической форме, выражена идея вселенской ответственности человека за собственную жизнь. Считалось, что судьба умершего всецело зависит от нравственного характера земной жизни. В "Беседе разочарованного со своей душой" поэт, прозревший скрытое совершенство Мироздания – уравновешен, невозмутим, воодушевлен, ощущая незыблемость собственной души как метафизической частицы всеобщей неизбывности и неуничтожимости.


Смерть стоит сегодня предо мною,

Как запах лотосов,

Как ощущение человека, сидящего на берегу опьянения…

Смерть стоит сегодня предо мною,

Как небо, очистившееся от облаков.

Смерть стоит сегодня предо мною,

Как ощущение человека, желающего снова увидеть свой дом.

После того, как он долгие годы провел в плену.

Конечная цель умершего – попасть в лодку Ра и путешествовать вместе с богом солнца или оказаться в блаженных полях Осириса, где умерший находит полное довольство и приятный труд.

Культурная революция Эхнатона.

В эпоху Нового царства - сер.XVI- нач.XIв. до Р.Х. в Египте были в рабстве у фараона потомки Авраама, евреи, которые имели знания о едином Боге. Предполагают, что фараон Аменхотепа IV (XIV в. до Р.Х.) как человек высокообразованный, не мог не знать о религии древних евреев. Суть культурной революции Аменхотепа IV заключалась в том, что введением единого законодательного акта фараон отверг весь древний пантеон богов и ввел единобожие, признав Атона единственным богом не только египтян, но и всех остальных народов: "есть бог Атон, который есть единственный правильный и настоящий бог солнечного диска". Новое божество Атон был самим солнечным диском, который изображали как светлый круг, испускающий лучи, каждый из которых оканчивался человеческой рукой – символ дарования благ на земле. После столкновения с фиванскими жрецами Аменхотеп IV закрыл все старые храмы, принял новое имя Эхнатон ("угодный Атону") и приступил к строительству новой столицы Ахетатон – "Небосклон Атона". В начале XIX века начались археологические раскопки в окрестностях этого города, а в 1912 г. на территории нынешнего арабского селения Телль-эль-Амарна был найден неповрежденный портрет Нефертити. С тех пор искусство эпохи Эхнатона принято называть амарнским. Амарнский период – древнеегипетское возрождение, для которого были характерны живость изображения, преобладание светской культуры над жреческой, интерес к лирическим мотивам. На рельефах Эхнатон то любуется своей прекрасной супругой, то оба они изображены играющими со своими детьми, то плачущими у смертного ложа дочери. Изменился и материал скульптуры. Твердые и холодные породы камней сменились мягким пористым известняком. В храмах новой столицы не стало сумрачных залов, они не имели кровли. В царские надписи и официальные декреты был введен народный язык, фараон отказался от строгих условностей этикета.

Этому болезненному фараону, почти уродцу, которому суждено было умереть очень молодым, открылся религиозный смысл "радости жизни". В молитве, найденной в его саркофаге, есть такие строки: "Я иду, чтобы вдыхать сладкое дыхание твоих уст. Ежедневно буду я созерцать твою красоту… Дай мне свои руки, исполненные твоего духа, чтобы я смог проникнуться тобой и жить твоим духом. В любой миг вечности произнеси мое имя – оно всегда ответит на твой призыв!".

Верность Атону доходила до признания единобожия, что подрывало идею обожествления самого фараона, и оставляло без работы жрецов - реформа окончилась со смертью Эхнатона.

Особенности древнеегипетского искусства.

Художественные традиции Египта отличались постоянством, а искусство носило монументальный характер. Жажда вечного существования наложила глубокий отпечаток на все стороны египетской культуры. Творческий гений работал во имя бессмертия. Поэтому труд художника считался священным, а ведущие зодчие, скульпторы и живописцы были высокопоставленными лицами, зачастую жрецами. Искусство считалось носителем вечной жизни, поэтому оно изображало не мимолетное действие, а его застывшую чеканную форму. Между тем, Древнеегипетское искусство не пренебрегало изображением простых смертных – слуг, рабов. В рельефах и рисунках, украшавших стены гробниц, раскрывалась повседневная жизнь: изображались дерущиеся лодочники, ремесленники за работой, земледельцы, пастух, рыбаки. Пастух доит корову, служанка подает ожерелье своей госпоже, идет стадо гусей – это было не изображение мимолетного, а явления, пронизанные метафизическим светом Вечности.

На формирование культуры Египта огромное влияние оказал мегалит – культура каменных плит, гробниц и обелисков. Камень принадлежит вечности и спасает человека от исчезновения в земной природе. Магия мегалитического камня обеспечивала умершему вечное пребывание в смерти. Идея беспредельного могущества богов, включая фараона, воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия. Например, гробница Рамзеса (Фивы, 1370 г.до Р.Х. ); гробница Небомуна (1 400 г.до Р.Х.). Храмы ярко раскрашивались. Самые знаменитые из них – это храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке, представляющие собой комплекс из 100 обширных помещений, огромных дворов, колонн, которые покрывались рельефами; бесчисленных аллей, переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков.