Смекни!
smekni.com

Культура древних цивилизаций (стр. 3 из 4)

В древнем Египте существовало 2 типа гробниц:

· надземные сооружения (пирамиды);

· гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы).

В Гизе и поныне высятся три громадные пирамиды – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м, а длину основания каждой грани 230 м. Гигантские сооружения некрополя в Гизе возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине 3-го тыс.до Р.Х. К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родственников фараона. Страж некрополя – колоссальный сфинкс с лицом фараона Хефрена, вытесанный из скалы, похожей по форме на тело лежащего льва.

Скульптурные изображения царствующих фараонов, божеств, часто с головами животных и птиц, выполнялось по строгим жестким схемам. Все фигуры раскрашивались. Стены гробниц покрывали контурные или живописные картины со сценами из повседневной жизни, живой природы, пейзажей, животных, птиц.

Музыка. Большое значение в жизни египетского общества играла музыка. Из музыкальных инструментов использовались арфа, лютня, гобой, флейта, кларнет, многообразные типы барабанов, шумовой инструмент систр и др. Музыка сопровождала трудовые процессы, массовые празднества, религиозные обряды, действа, связанные с культом богов Осириса, Изиды, Тота; она звучала на торжественных шествиях и во время дворцовых развлечений. С древности существовало в Египте искусство хейрономии, сочетавшее дирижирование хором и "воздушное" нотное письмо (по-древнеегипетски – "петь" буквально – производить рукой музыку). Среди изображений часто встречаются ансамбли арф. В период Нового царства (XVI –XI вв. до Р.Х.) при дворе фараона наряду с местной капеллой вводится сирийская капелла. Развивается военная музыка. В эллинистический период в Александрии, культурном центре Египта этого периода был сооружен первый орган (гидравлос – водяной орган, III в. до Р.Х.).

Египтяне искали гармонии с природой, и боялись нарушить естественные процессы, происходящие в ней. Чувством восхищения природной красотой пронизаны все грани повседневной человеческой жизни. Возле домов состоятельных, знатных людей разбивались сады, создавались искусственные пруды, сооружались беседки, где можно было проводить время, слушая игру на арфе, флейте, лютне, наслаждаться танцами одалисок. Любимым времяпровождением были прогулки на лодке. С природной красотой египтяне не расставались и дома: на ручке ложки распускался лотос, бокал для вина изготавливался в форме цветка, потолок над головой превращался в звездное небо. Ярко раскрашивались фасады зданий.


2. Литература, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетский язык стал мертвым уже в III в. Р.Х., когда ему на смену пришел коптский. С VIIв. Р.Х. коптский язык был вытеснен языком завоевателей – арабов. Основой египетской письменности (кон. IVтыс.до Р.Х.) была пиктография (рисуночное письмо), когда каждое слово или понятие изображалось в виде соответственных рисунков. Позже оно усложнилось в иероглифическое письмо, когда каждый знак обозначал слово или понятие. Материалом для написания иероглифов были камень (стены храмов, гробниц), дерево (саркофаги, доски), кожаные свитки. Писали кисточкой, изготовленной из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченная в воде кисть обмакивалась в углубление с красной или черной краской (чернила). В VIIIв. до Р.Х. несколько знаков сливаются в один знак - появляется так называемое демотическое (народное) письмо. Насчитывалось 21 знака. Обучение письму происходило в специальных писцовых школах и было доступно в основном представителям господствующего класса. Знание приближает человека к красоте, - полагали древние египтяне. Так, автор одного поучения говорит: "Углубись в писания и вложи их в свое сердце и тогда все, что ты скажешь, будет прекрасным".

Литература Древнего Египта богата жанрами:

· Обработанные мифы – циклы о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. На их основе устраивались театрализованные мистерии.

· Философские произведения: "Похвала смерти", "Папирус Ани", диалог "Беседа разочарованного со своей душой". Среди них особо выделяется "Песня арфиста" - здесь впервые в мир поэзии входит тема сомнений в возможности загробного существования, идея наслаждения радостями земного бытия.


…Совершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы,

А потому празднуй прекрасный день,

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из умерших не вернулся обратно (Пер.А.Ахматовой).

· Дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты (пророчества мудрецов, касаемые в основном необходимости слушаться богов и жрецов соответственно). Среди "Поучений" выделяются "Поучения Какемна", "Поучения Птахотепа": "не будь жестокосерден из-за своего успеха, ибо ты стал лишь хранителем того, что дано Богом", "То, что угодно Богу, - есть послушание", "воистину, хороший сын – дар Бога".

· Фольклор: "трудовые" песенки, притчи, поговорки, сказки. Например, "Сказка о Правде и Кривде", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", "Рассказ Синухета". Знаменитая повесть "Рассказ Синухета" рассказывает о вельможе Синухете из ближайшего окружения покойного царя; опасаясь за свое положение при новом фараоне, он бежит из Египта к кочевникам Сирии. Он много добивается, но тоскует по родному Египту. Возвращается. Мораль - счастье только дома.

Научные знания.

Египтяне понимали гибельность распространения научных знаний в миру, поэтому наукой занимались жрецы, которые давали обет о нераспространении полученных знаний. "Я никогда не преграждал течения рек", - писал о себе один из фараонов. Египтяне никогда не рисковали посягать на естественный ход природного развития – и ирригационная система, созданная в Древнем Египте, не имела принудительного характера.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроки посевов, замер земельных участков стимулировали развитие математики и астрономии. Египтяне имели систему исчисления, близкую к десятичной, знали сложение, вычитание, умножение, деление, имели представления о дробях. Был сформирован точный календарь, деление суток на 24 часа. Египтяне изобрели водяные и солнечные часы, различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия.

По всей Передней Азии славились египетские врачи, которые имели специализации. Мумификация трупов способствовала развитию анатомии. Учение о кровообращении и сердце как его главном органе. "Начало тайн врача, - знание хода сердца" (папирус Эберса). Это было связано и с тем, какую важную роль египтяне отводили сердцу (Эб), которое, по их представлениям, взвешивалось на весах Осириса в загробном мире. Были обнаружены 10 медицинских папирусов, которые можно считать своеобразной медицинской энциклопедией Древнего Египта. Специализация врачей. Найдены разнообразные хирургические предметы.

Особый интерес представляют древние египетские энциклопедии-словники (собрания терминов) по темам: небо, вода, земля, народы. Имя составителя древнейшей египетской энциклопедии – писец Аменемопе, сын Аменемоне (Новое царство).

3. Культура Древней Месопотамии

Обширная плодородная страна, расположенная между реками Тигром и Евфратом, известна под общим названием Месопотамия или Междуречье. Здесь, в нижнем течении названных рек, в древности существовали два государства, вавилонское (или халдейское – по имени главенствующего племени) к югу, ближе к Персидскому заливу, и ассирийское – к северу. В целом, история цивилизаций Древней Месопотамии включает в себя ряд этапов:

· История Шумера (28-22 вв. до Р.Х.);

· Период возвышения Аккадского царства (24-22 вв. до Р.Х.),

· Период Старовавилонского царства (19-16 вв. до Р.Х.),

· История Ассирийского царства (10-9 вв. до Р.Х.),

· Период Нововавилонского царства (12-7 вв. до Р.Х.).

Многие придерживаются того факта, что исходным пунктом распространения цивилизации, в том числе и в Египет, стала именно культура Месопотамии. С падением Вавилона в 538 г.до Р.Х. под ударами персов заканчивается более чем 3,5 тысячелетняя история месопотамской цивилизации.

Города Месопотамии давно обратились в груды развалин. Катастрофическое мировосприятие жителя Месопотамии во многом определялось особым климатическими условиями среды обитания: Тигр и Евфрат, в отличие от Нила, разливаются бурно и непредсказуемо, сметая дамбы и затопляя посевы. В древности в Месопотамии дули знойные ветры и шли проливные дожди. И дух месопотамской цивилизации отражал несдержанность и непредсказуемость природы.

Религия и мифология.

Космический порядок жителям Меоспотамии не представлялся столь прочным и несокрушимым, каким он казался египтянину. За порядком в космосе стояло множество индивидуальных божественных воль. Космос считался особым космическим государством. Боги Месопотамии противостояли магическим силам земли. Земля-Тиамат умерщвляется богами и становится подножием их небесного мира. Суть богов проявляется как произвол, ограничиваемый равновесием сил. Человек магической связи с землей не имеет, потому что бессмертие достается богам, которым человек должен служить, уповая на их милость. Люди были созданы богами, чтобы служить им. Человек ничтожен перед произволом богов, но взамен перед ним раскрываются возможности оперировать с лишенным магической защиты миром, что приводит к расцвету ремесел, торговли и науки. Из веры в добрых и злых духов (анимизм), обожествления непредсказуемых сил природы, от которых зависело плодородие почвы и вообще довольство человека (пантеизм – "все-бог") формировался политеизм Древней Месопотамии; боги были антропоморфичны (подобны людям). Высшей властью во Вселенной обладало собрание богов. "Президент" – бог Анну (бог неба), исполнительные функции - бог Энлиль – сын Ану, "Владыка-Дуновение", божество пространства между небом и землей; Энки - "владыка земли", бог подземных пресных вод, бог мудрости. Тысячи других богов, среди которых - Син – бог луны и растительного царства, Рамман – бог грома и всех атмосферных явлений, Мардук – бог утреннего солнца, Иштар – богиня рождения, любви и плодородия и др. В честь богини Иштар в Уруке существовал храм, где практиковалась храмовая проституция, самоистязания, самооскопления, оргии в ее честь.