Ребёнок обычно оставался при матери, которая носила его в собой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Детям же чуть по старше, при наступлении дня, уже нельзя было бегать нагишом с одной только ниткой бус на шее. Тогда мальчику давали пояс и набедренную повязку, а девочке – платье. Первые одежды были событием в жизни ребёнка. Старые придворные, такие как Уна или Птахшепсес, хорошо помнили день, когда они впервые “застегнули пояс” при фараоне таком-то. Правда, этот день, очевидно совпадал для них с первым днём обучения в школе. Дети же крестьян, ремесленников и простолюдинов оставались дома, обучались пасти скот, пользоваться разными орудиями, т. е. приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их когда придёт время.
3. Быт
Во время утреннего туалета мужчина пребывал в малом, утреннем облачении: босой, с обнажённой головой, в одной короткой набедренной повязке, без всяких украшений или с очень немногими. После туалета он мог остаться в этой же повязке, даже если собирался выйти из дома, но надевал на запястье один или множество браслетов, на палец – кольцо, а на шею – нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застёжками в форме соколиных голов. Если добавить к этому подвеску из яшмы или сердолика на длинном шнуре, наш египтянин будет вполне респектабелен: в таком наряде он может осматривать свои владения, вести деловые переговоры, заходить в учреждения. Он мог также сменить набедренную повязку на свободную прямую юбку и обуться в сандалии.
Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Древний фараон Нармен ходил босиком в сопровождении своих слуг, один из которых нёс за ним его сандалии. Уна принял особые меры, чтобы вороватые воины не выхватывали сандалии из рук прохожих. Из рук, а не и ног! Следовательно, египтяне, особенно земледельцы, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или привязывали их к концу палки. Они обувались только на месте.
В эпоху Нового царства, особенно при Рамсесах, сандалии были в большом ходу. Их плели из папируса, из кожи и делали даже из золота. Ремешок от носка подошвы проходил между первым и вторым пальцами ноги и соединялись на лодыжке с другими ремешками, что придавало обуви вид стремени; ремешки завязывались сзади над пяткой. Если подошва была из золота, ремешки тоже были золотыми. Такие сандалии могли портить ноги хозяина, даже если он одевал их от случая к случаю. Медицинские папирусы рассказывают нам, что у египтян очень часто болели ноги.
Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколоток платьях на бретельках, без всяких украшений. Но большинство предпочитало этой суровой одежде гофрированное льняное платье-тунику: оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширялось внизу. Короткие рукава тоже расширялись книзу. Поверх такого платья повязывали широкий гофрированный пояс из той же материи, который ниспадал спереди трапециевидным передником. Праздничное одеяние дополнялось большим завитым париком и всевозможными драгоценными украшениями, ожерельями и нагрудными подвесками на двух низках бус, браслетамина запястьях и выше локтя и парадными сандалиями.
Наряд знатной дамы не слишком отличался от одежды её супруга. Он состоял из очень тонкой рубашки и надетой сверху белого гофрированного платья, такого же, как у мужчины, но полупрозрачного и с разрезом почти до пояса. Оно закреплялось на левом плече, оставляя правое открытым. Рукава с бахромой не закрывали тонких рук, что позволяло любоваться их изяществом и великолепными браслетами на запястьях. Браслеты были самыми разнообразными: в виде двух пластинок чеканного золота, соединённых двумя застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Локоны парика прикрывали голову и плечи. В волосах сверкала прекрасная диадема из бирюзы, лазурита и золота. Её концы соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. На этой сложной причёске чудом держалось конусообразное благоухающее украшение. Неизвестно, из чего оно делалось. Кстати, это было не только женским украшением. Мужчины очень часто носили подобные конусы на нарядных париках.
Рабочий люд одевался более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и крашений и без кистей, как у азиатов. Но бедные люди любили украшения, не меньше знати, только вместо золота они использовали украшения из керамики и бронзы.
3.2 Пища
Египтяне знали плодородие своей земли и не боялись никакой работы, но страшились голода и знали, что за слишком слабым или слишком сильным разливом Нила последует недород, урожай будет скудным. Правители обязаны были, как советовал Иосиф фараону, истолковав его сон о тощих коровах, создавать запасы провизии, но явно этим пренебрегали, особенно в последние годы перед падением династии Рамсесов. Женщина, которую спросили, откуда у неё золото, найденное в её дома, отвечает: ”Мы получили его за ячмень в год гиен, когда все голодали”.
Тогда была в разгаре война с ”нечистыми ”. Бандиты свирепствовали повсюду, врывались в храмы, дворцы, частные владения, убивали, грабили и жгли дома. Продукты ценились на вес золота. Подобные несчастья заставляли сожалеть даже о временах нашествия гексосов. Однако между этими двумя ужасными периодами египтяне жили довольно хорошо. При Сети 1, а особенно при великих Рамсесах они захлёбывались от изобилия. На храмовых рельефах и на росписях в частных гробницах мы повсюду видим богатые приношения, людей, которые несут горы провизии или ведут тучные стада. В Большом папирусе Харриса, рассказывающем о щедрости Рамсеса 3 по отношению к храмам и богам, провизия в виде приношений упоминается почти так же часто, как драгоценные металлы, одеяния и благовония. Всё это доказывает, что египтяне были большими чревоугодниками и не забывали о еде при любых обстоятельствах.
Египтяне всегда поглощали мясо в больших количествах. В гробницах мы видим повсюду изображения боен и стада животных, предназначенных на убой. Первое место среди них занимали быки. Африканский бык ”иуа” – крупнейшее животное с большими рогами, могучее и быстрое. Благодаря специальному откорму эти быки достигали огромных размеров и веса, и, лишь когда такой бык уже почти не мог ходить, египтяне решали, что он готов на убой, как это мы можем увидеть на рельефах в Абидосе и Мединет-Абу. Погонщик без труда ведёт за собой раскормленного быка, продев ему верёвку через ноздрю и нижнюю губу. Лучших животных украшали страусовыми перьями между рогами и двойными перевязями. У входа в храм процессию встречал жрец, простригающий руку с небольшой чашей, где курились благовония.
Мелких быков, безрогих или с короткими рогами называли ”унджу”, а крупных быков с большими рогами , но более злобных, чем ”иуа”, и плохо поддающихся откорму, - ”нега”. На изображениях они всегда тощие.
В эпоху Древнего царства значительную часть мяса египтяне добывали охотой на животных пустыни. Они охотились на газелей, ориксов и других антилоп и старались заполучить их живьём, чтобы потом попробовать приручить и одомашнить. Этот вид животноводства почти утратил своё значение во времена Рамессидов. Известно только, что Рамсес 3 направил в пустыню своих охотников, чтобы ему добыли ориксов - относится к роду сернобыков. Это крупные антилопы, достигающие высоты в холке 120— 140см и массы более 200кг;
За время своего царствования он пожертвовал в великий храм Амона 54 орикса, газелей и каменных козлов. Животные пустыни почти не играли роль в снабжении населения мясом, но считалось благим делом принести орикса или газель в жертву богам в память о древних временах, когда египтяне больше зависели от охоты, чем от скотоводства.
Когда пастухи приводили на бойню быка, к делу приступали мясники. Четверо или пятеро набрасывались на грозное животное и довольно быстро с ним справлялись. Приёмы их не изменились с древнейших времён. Для начало быку закидывают натяжную петлю на левую переднюю ногу, а верёвку перебрасывают через спину. Один человек тянет за конец верёвки, пока охваченная петлёй нога не оторвётся от земли. Теперь бык уже в неустойчивом положении. Остальные дружно кидаются на него. Самый смелый вскакивает на шею, хватается за рога и задевает быку голову. Другой тянет его за хвост. И последний старается вздёрнуть быку заднюю ногу. Опрокинув чудовище, мясники тут, же связывают ему задние ноги с передней уже охваченной петлёй, чтобы бык не смог подняться. Одну переднюю ногу оставляют свободной, потому что поверженному быку от неё всё равно никакого толка, и он лишь сгибался в кольцо, пытаясь отсрочить неминуемую смерть. Один из силачей обхватывал его голову, запрокидывал и удерживал неподвижно рогами вниз, горлом вверх. Весь инструмент мясников состоял из острых ножей длиной чуть больше кисти руки с закруглённым концом, чтобы не прокалывать зря шкуру, и оселка для точки, привязанного сбоку к набедренной повязке. Главный мясник вскрывал быку вену. Кровь собирали в специальный сосуд. Если это происходила на бойне храма, к быку приближался жрец и поливал рану какой-то жидкостью из кувшина. Возможно, этот жрец был одновременно кем-то вроде санитарного инспектора.
Тушу разделывают с удивительной быстротой. Прежде всего отрезают правую переднюю ногу, которая осталась свободной. Помощник держит её вертикально, тянет на себя или отклоняет по мере надобности, чтобы мяснику было удобнее перерезать сухожилия и расчленять ножом суставы. Затем отделяют голову и дералают разрез по животу, чтобы снять шкуру и вынуть сердце. Три связанные ноги отрезают. Задние ноги режут на три части: ляжку (сут), икру (иуа) и копыт (инсет). С хребта и рёбер последовательно срезают куски филе, самую лакомую часть, и ложное филе. Весь мА ценились печень и почки. Желудок и кишки мясник извлекал постепенно, освобождая их от содержимого.