Куры стали известны только во втором тысячелетии до н. э., но египтяне и ранее разводили и потребляли большое количество другой домашней птицы. Египтяне различали три вида журавлей: “джат”, “ану” и “га”, не считая их самок, “удж”. Гусей, уток и чирков насчитывалось пятнадцать видов: они, несомненно, ещё существовали во времена Рамсесов, однако птичники разводили только те виды, которые были наиболее выгодны.
В меню усопших вплоть до Нового царства рыба не входила. В некоторых номах и городах в различные периоды запрещалось употреблять те или иные виды рыб. Существовало множество разновидностей: мормиры – рыбы среднего размера, крупные хромисы и латесы, “нильские окуни”, таких огромных, что каждую рыбу несли двоё мужчин. Продев сквозь жабры палку и положив её на плечи, они бодро шли друг за другом, а хвост их добычи волочился по земле. Такой одной рыбины хватило бы на несколько семей.
Овощи внесены в годовой календарь Мединет-Абу под общим названием “рентпут” - “продукты года”. Их раскладывали на столах или связывали пучками. Отдельно упоминаются лук и порей, известны с глубокой древности. Но особенно ценился чеснок. Рамсес 3 щедро раздавал чеснок храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной с сожалением вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке изобильного Египта.
Огурцы, арбузы, а также дыни часто появляются на жертвенных стелах рядом со связками стеблей папируса, которые кое-кто раньше принимал за спаржу. Античные авторы утверждали, будто религия запрещала египтянам употреблять в пищу бобы и горох, дабы научить их хоть от чего-то воздерживаться.
Латук (салат) выращивали, обильно поливая в огородах при доме. Он считался растением бога Мина, чья статуя часто возвышалась перед грядками латука.
Груши, персики, вишни и миндаль появились у них только в римскую эпоху. Тем не менее в летний период они наслаждались виноградом, фигами, финиками и сикомора, правда не такими вкусными и крупными, как плоды фиги. Орехи дум-пальбы были съедобны, однако употреблялись только в лечебных целях. Кокосовые пальмы были редкостью, а их орехи – изысканным лакомством немногих привилегированных. Гранатовые, оливковые деревья и яблони, завезённые во времена гиксосов, при хорошем уходе давали богатые урожаи. До появления олив египтяне разводили другие масличные деревья, среди которых главным было ореховое дерево – “бак”. К списку любимых деревьев можно так же добавить мимозу, ююбу (зизифу) - плоды использовались для изготовления лекарств. Бедняки порой довольствовались тем, что жевали сердцевину стебля папируса, как сегодня жуют стебли сахарного тростника, и корневище других водяных растений, которые мы во множестве находим в гробницах.
Молоко считалось настоящим лакомством. Его хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. В некоторые снадобья и диетические блюда добавляли соль. Можно предполагать, что её вообще много употребляли. Чтобы подсластить напиток или кушанье, добавляли мёд или плоды рожкового дерева. Египтяне отправлялись за мёдом и воском диких пчёл далеко в пустыню. Этим занимались специальные люди. Сборщики мёда объединялись со сборщиками скипидарной смолы в отдалённых вади. Но египтяне так же разводили пчёл и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник без боязни расхаживал среди ульев. Он отгонял пчёл рукой и извлекал соты. Хранили мёд в больших запечатанных каменных сосудах.
3.3 Домашние праздники
Занятия богатого египтянина оставляли ему немело досуга, но он знал, чем его заполнить. Охота в пустыне, прогулки, паломничества, ловля рыбы и птиц в болотных зарослях – всё было в его распоряжении. Но прежде всего – развлечения другого рода. Их мы и опишем в первую очередь.
Одним из самых больших удовольствий для египтянина были пирушки, когда он созывал на завтрак или на обед многочисленных друзей и родственников. На рельефах в гробницах часто встречаются сцены таких пиров в “домах вечности” – это правдивое изображение застолий, которые устраивал хозяин гробницы при жизни. Эти сцены и отрывки из дидактических текстов и сказок позволяют нам описать пирушки друзей в богатом доме.
Разумеется, ей предшествовали беготня по лавкам и всяческая суета на кухне и в доме. Забивали быка уже известным нам способом. Расчленяли тушу. Сортировали куски мяса. Готовили жаркое, тушённое мясо и соусы. Жарили гусей на вертелах. Везде стояли кувшины с пивом, вином и ликёрами, всевозможные плоды пирамидами громоздились на подставках или грудами лежали в корзинах. Всё это тщательно укрывалось от насекомых и пыли. Из шкафов доставали золотые и серебряные кубки, алебастровые вазы, глиняную расписную посуду. Вода охлаждалась в сосудах из пористой глины. Весь дом был вычищен и вымыт, мебель натёрта, садовые аллеи подметены, опавшие листья подобраны. Музыканты, певцы и танцора уже собрались. Привратники стоят у дверей. Ждут только приглашённых.
Если среди гостей ожидались знатные персоны, хозяин дома встречал их у входа и провожал через сад. Так поступали жрецы, когда в храм прибывал фараон. Если сам хозяин дома возвращался из царского дворца, осыпанный милостями, все его родственники ожидали его перед парадной дверью. Бывало, что хозяин ожидал приглашённых в гостиной, как фараон в своём зале приёмов. В таких случаях гостей встречали дети и слуги.
Хозяин встречал гостей одним из многих традиционных приветствий. Он мог пробормотать слегка покровительственным тоном: “Добро пожаловать!” или “Хлеб и пиво!”.
Покончив с пожеланиями, комплиментами и горячими приветствиями, хозяева и гости занимают свои места. Хозяева дома садятся в кресла с высокими разными спинками, инкрустированными золотом, серебром, бирюзой, сердоликом и лазуритом. Такие же роскошные кресла предоставляют самым почётным гостям. Остальные усаживаются на табуреты с перекрашенными ножками или на обычные – с вертикальными ножками. В более скромных домах все рассаживаются на циновках. Молодые девушки предпочитают подушки из хорошо выделанной кожи. Мужчины садятся по одну сторону, женщины – по другую. Когда мужчины и женщины сидели вперемежку, супружеские пары не разлучались. Приглашённый, если хотел, мог оставаться рядом со своей женой.
Служанки и слуги сновали между гостями, раздавая цветы и благовония. Служанки, у египтян, всегда были молоды и красивы. Прозрачные одеяния не скрывали их прелестей. Чаще всего на них вообще ничего не было, кроме ожерелья и пояса. Все мужчины и женщины получали по цветку лотоса, а затем каждый водружал на голову белый колпачок. Служанки делали эти украшения из волос, обмазанных ароматным маслом, которое черпали из большой чаши. Хозяева дома, их дочери и служанки имели на голове это украшение, обязательно для торжественных приёмов. Без благовоний не может быть радости! К тому же они отбивали запахи пива, вина и жаркого.
Наконец наступал момент подавать всё, что наготовили повара и кондитеры для пира. Тут были блюда на самый взыскательный вкус. Не случайно Птахотеп рекомендовал гостям быть скромными в словах и взглядах, а также в еде. Этим они заслужат милость богов и добрую славу.
Пирушка обычно сопровождалась музыкой, услаждавшей слух. Пока гости рассаживались, появлялись музыканты со своими инструментами. Египтяне всегда любили музыку. Они любили её даже в те далёкие времена, когда ещё не было музыкальных инструментов и они поддерживали певца, отбивая такт ладонями. Флейта, арфа и гобой появились в эпоху пирамид. Они звучали то все вместе, то по двое – в любой комбинации, то поодиночке; ритм отбивался хлопаньем в ладоши.
Барабаны делали круглыми или квадратными, но ими пользовались главным образом во время народных и религиозных празднеств. То же самое относится и к другим инструментам – трещоткам и систрам. Певицы часто акомпонировали сами себе, отбивая такт ладонями. Танцы дополняли представление. Иногда в нём участвовала гимнастика. Изогнувшись назад, она рассыпавшими волосами касалась пола.
Когда гости насыщались, их продолжали развлекать песнями, музыкой и танцами. С ещё большим удовольствием они поглощали лакомства, ибо теперь когда голод был утолен, они могли отдаться гурманству. Певцы тут же сочиняли стихи, прославляющие щедрость хозяина или милостивых богов.
Было принято за всё на этой земле благодарить богов, но египтяне знали, что им недолго наслаждаться их дарами, ибо срок жизни короток. Воспользуемся же сполна этим прекрасным днём, когда милость богов и щедрость хозяина так счастливо соединились!
В период Позднего царства египтяне уже не довольствовались только рассказами о печалях царства мёртвых и радостях жизни, чтобы побудить сотрапезников безоглядно пользоваться этими радостями, пока ещё есть время. На пирах богачей, когда трапеза заканчивалась, по словам греческих авторов, которые на сей раз имеют, видимо, точную информацию, хозяева выставляли перед гостями небольшой деревянный гроб с раскрашенной фигуркой мертвеца, разумеется в виде спеленатой мумии, а не скелета, как могли бы подумать наши современники. Хозяин показывал такую фигуру каждому из приглашённых и говорил: “Взгляни на него, а потом пей и наслаждайся, ибо после смерти ты станешь таким же, как и он!”
1) Бонгард – Левина Г.М. ”Древние цивилизации”; Москва ”Мысль”,
переплёт 480 страниц.
2) Под редакцией Кузищина В.И. ”История Древнего Востока”;
Москва ”Высшая школа” 1988, переплёт 414 страниц.
3) Под редакцией Павлов В.В. ”Искусство Древнего Египта”;
Москва. Издательство академии художеств СССР 1962,
Переплёт 68 страниц.
4) Под редакцией Фингарет С. И. ”Искусство Египта в собрании Эрмитажа”;
Переплёт 63 страницы.
5) Под редакцией Л.З. Шварц ”Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян
Во времена великих фараонов”; Москва ”Наука главная редакция восточной
литературы” 1989, переплёт 372 страницы.
6) Электронный ресурс: http://floranimal.ru/pages/animals/0/362.html
7) Электронный ресурс: http:// ref.by/refs/33/7295/1.html
“Быт и культура народов Древнего Египта”