Картина была настолько велика, что не помещалась в ателье. Давиду предоставили часовню, кое-как оборудованную под мастерскую, С помощью своего ученика Руже Давид начал работать. Перспективное построение архитектурной части чертил декоратор Даготти — оно оказалось настолько сложным, что при всей своей опытности Давид боялся ошибиться. Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. [5] Почти каждый раз, бывая в Париже, Наполеон находил время встретиться с Давидом и дать ему несколько советов относительно его работы над картиной. Если и в бытность свою консулом Бонапарт не стеснялся судить об искусстве без всякого смущения, то теперь и подавно он не стеснялся ничего. Впрочем, происходило это не потому, что Наполеон почитал себя знатоком живописи, просто он видел в картинах только удобное средство собственного возвеличивания и решительно ничем, кроме этого, не хотел интересоваться.
Наполеон остался недоволен, что Давид изобразил Пия VII сидящим со сложенными на коленях руками. «Я не для того пригласил его сюда, чтобы он ничего не делал», — сказал император, и Давиду пришлось переписать фигуру папы: теперь, подняв руку, он благословлял императорскую чету. Кажется, Давиду было труднее кончить «Коронацию», чем Наполеону покорить Пирону. Во всяком случае, он писал картину медленнее, чем император вел войны.
Только через три года после коронации, в 1807 году, окончил Давид полотно, равного которому по размеру не писал никогда. Он мог гордиться: груд, завершенный им, был велик, и ожидавшие почести тоже, вероятно, будут велики, но радости он не испытал. [5]
Стоит отметить, что данное событие в ту пору вызвало очень много негодования и разногласий, ведь до Наполеона титул императора был получен впервые Карлом Великим после коронации его в 800 году. И в самый ответственный момент церемонии, когда Папа Римский Пий VII вознёс в руках корону над головой будущего императора, Наполеон выхватил её и собственноручно водрузил на свою голову, а затем взял вторую корону и короновал свою жену Жозефину. Это был очень символичный момент. Наполеон не хотел, чтобы папскому жесту было преданно уж очень большое значение в данном событии. Он не пожелал принимать корону из чьи-либо рук, кроме своих. Этот знаменательный момент и изобразил Давид на своём знаменитом полотне.
В работе «Наполеон в рабочем кабинете», написанной в 1812 году, Давид отходит от идеализации образа Бонапарта и изображает реального человека. По свидетельствам современников именно на этом полотне передан самый правдивый образ Наполеона. Он изображен в скромном синем костюме полковника гренадеров гвардейской пехоты, стоящим у позолоченных массивных стола и кресла, на фоне свитков и фолиантов, часов, показывающих раннее время, когда начинается работа императора французов. Давид не польстил модели: хотя образ выглядит эффектным, но художник подчеркнул маленький рост Бонапарта, редкие волосы, обрюзгшее лицо. [10] Правы те исследователи, которые не отождествляют эту приземленность с ординарностью. Как никогда раньше, Давид передает в портрете напряженную работу мысли, ум Наполеона. В портрете «Наполеон в рабочем кабинете» Давид завершает традицию, сложившуюся во французском искусстве еще во времена Возрождения, когда в официальном портрете внешняя репрезентативность, представительность сочетались с правдивостью. [14]
Подытоживая, можно сказать, что в работах Давида видны профессионализм и отношение к Наполеону как к мировой личности. Какими бы сложными не были их отношения, в своих картинах Давид показывает только то, что хочет император, но при этом в его работах мы не видим сухого подчинения приказам и безжизненного исполнение заказа. Мы видим исторические события и конкретные сцены такими, какими их видел Наполеон, что важнее, чем просто хладнокровная констатация фактов.
3. Жак Огюст Доминик Энгр
Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид. В последствие обстоятельства складываются так что, Энгр уезжает во Францию и поступает в мастерскую Давида, который позже отзывается о нём, как о лучшем своём ученике. Через небольшой промежуток времени мастерство Энгра достигает того уровня, что он уже способен зарабатывать на жизнь своими портретами. Среди работ того периода стоит отметить портреты Наполеона. На одном из них (1804) Наполеон - Первый консул. Молодой человек в красном бархатном мундире и при шпаге сурово смотрит вперед, как бы предвидя свою великую судьбу. Этот портрет в полный рост Энгр намеревался выставить в Салоне, но к этому времени Наполеон объявил себя императором, и портрет консула потерял актуальность.
Энгр явно не поспевал за стремительной карьерой своего героя. Два года спустя он оперативно увековечил Наполеона-императора, и снова неудачно. Бросается в глаза поразительное сходство между императором с этого портрета и богом-громовержцем с картины Энгра 1811 года «Юпитер и Фетида».
Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. В его отсутствие портрет Наполеона, показанный в Салоне, подвергся суровой критике за "готичность" и "варварство". Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Но это придало ему и хорошей художнической злости. До сих пор неизвестно, было ли заказано купленное Законодательным корпусом накануне Салона 1806 года полотно, или амбициозный молодой художник написал его по собственной инициативе. Император изображен анфас, сидящим на троне. Он одет в тунику и большую коронационную мантию. В руках у Наполеона регалии: скипетр Карла V, жезл правосудия, отреставрированный по случаю коронации ювелиром Бьенне, на голове лавровый венец из золотых листьев, на груди — Большая золотая цепь ордена Почетного легиона, украшенная бриллиантами.
На драпировке, которая служит фоном композиции, можно различить, по обе стороны от трона, большие гербы Империи (слева) и королевства Италии (справа). Оригинальность портрета, написанного Энгром, заключается, прежде всего, в композиции, которая идет вразрез с другими официальными портретами монархов.
К каким бы источникам вдохновения художник ни обращался, в его пристрастии к архаизмам просматривается сильное стремление отойти от современной ему традиции официального портрета и найти новый образ имперской власти.
Выставленная в Салоне картина не принесла того успеха, на который рассчитывал автор. Неизвестна реакция Наполеона, увидевшего себя в таком облике.
С картины не делали копий или гравюр. После закрытия Салона картину перевезли в Законодательный корпус, где поместили недалеко от портрета императрицы, заказанного художнику Летьеру. В 1832 году картину тайно передали в хранилище Дома Инвалидов, созданное по ходатайству постояльцев этого учреждения. Сегодня картина «Портрет Наполеона на императорском троне» считается одним из шедевров портретного искусства XIX века. [8]
Рассмотрев такие выдающиеся портреты Бонапарта, как Наполеон-имрератор и Наполеон-консул, можно сделать вывод, что Энгра интерисовал Наполеон скорее как историческая личность, а точнее как человек, который достигал поставленных перед собой елей. Живописец рскрывал в своих картинах не Бонапарта - хладнокровного завоевателя, или Бонапарта-деспота, это был Бонапарт-герой Франции. Но опять же не со стороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры. Энгр не был баталистом, он писал перадные портреты, поэтому в его работах мы можем узнать Бонапарта как человека, изменившего Франию в политической сфере. Это можно увидеть и в одежде,в которой он предстаёт перед нами на полотнах, и в мимики, которую передаёт Энгр. Нельзя назвать работы Энгра беспрестрастными, так же как и нельзя сказать, что он изображал сугубо личное отношение к Бонапарту. Именно тондем правдивости, сдержаной эмоциональности и парадности, сделали картины Энгра столь великими.
4. Жан Антуан Гро
Следующий великий живописец, о котором нельзя не упомянуть, говоря об образе Наполеона во франузской живописи,- это Жан Антуан Гро (1771—1835). Не тратя время на рассказ его биографии, стоит сразу перейти к интересующей теме. Как жизненный путь Жана Антуана пересёкся со стезёй великиого полководца.
Гро был учеником вышеупомянутого Давида. Позднее он говорил своему ученику: «Вы оживили мои статуи». [10] Что говорило о большей эмоццинальности работ Наполеона кисти Гро, чем Давида. Будучи вынужденным поступить на военную службу, живописе оказывается в армии Бонапарта, вскоре достигает офиерского чина. Супруга полководца, Жозефина, находясь в Генуе, обратила внимание на портреты работы молодого офицера и повезла его в Милан, чтобы он написал портрет Наполеона. Художник исполнил прекрасный эскиз, изображающий главнокомандующего итальянской армии на Аркольском мосту. В награду за этот эскиз Гро был назначен членом комиссии для собирания в побежденных городах произведений искусства для Луврского музея. [11] Духом героики пронизаны ранние работы Гро. Не смотря, на то, что Жан Антуан писал очень эмоциональные, живые картины, став официальным живописем Наполеона I, он не мог избежать подачи пафоса и льстивой идеализаии в своих работах. Но тем не менее Гро написал смелый и энергичный портрет Наполеон на Аркольском мосту. В великом полководце Гро обрел и покровителя, и главную тему своего творчества.