Творчество Босха развивалось на фоне сложных процессов, происходящих в культурной жизни Северной Европы. Оно начиналось в период зарождения гуманистических идей, и в сатирической дидактике его ранних картин земной жизни завершилась общая тенденция жанризации нидерландской живописи XV столетия. Далее в нем нашла отражение кратковременная реставрация в конце XV века позднеготических традиций. Поздние работы художника создавались в период, когда нидерландское искусство окончательно освобождается от средневековых канонов и в поисках нового содержания обращается к монументальному языку и античным сюжетам мастеров итальянского Ренессанса. На каждом этапе своего развития Босх преломляет эти общеевропейские тенденции сквозь призму собственного национального и индивидуального мировосприятия. И в поздний период он продолжает сохранять наиболее прочные связи с национальной традицией. Мастер ищет новые решения, обращаясь не к итальянским учителям, а к искусству своих великих предшественников – Яна ван Эйка, мастера из Флемаля и Рогира ван дер Вейдена. В величавой гармонии его поздних работ в последний раз возрождается в преображенном виде свободный и радостный дух «золотого века» нидерландской живописи, и на этой чистой и торжественной ноте обрывается творчество великого мастера – Иеронима Босха.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Роже Х. Марейниссен при участии Петра Рейфеларе «Иероним Босх» 1998г.
2. Вальтер Бозинг «Иероним Босх» 2001г.
3. Плахотникова Е.Е. «Альбом репродукций» Иероним Босх 1995г.
4. А. Астахов, К. Чеченев «Мастера живописи» Иероним Босх 1999г.
5. Н. Астахова «Сад земных наслаждений» 2001г.
6. Н.Н. Никулин «Золотой век Нидерландской живописи XV века» 1981г.
7. А. Девитини «Мастера и шедевры» 2002г.