№22. Культура и природа. Экология и экологическая культура
В рез преобраз есиесивен прорид среды, чел возвёл искусствен среду своего обитания. Это вторая, созданная чел природа – культура. Чел осваивал природу не только на материально-практич, но и дух-теоритич уровнях. В рез-те возникл такие явл К. , как мифология, религия, наука. С одной стороны К. протовост природе, с др – К. нах в единстве с природой. Природа выступает, как предпосылка и условие возник и развития К. Природная среда оказ влияние на хар-р занятий, способы деят чел, общ-е разделение труда, темпы развития матер К. Климат оказ влияние на работоспособн. Плодоридие почв в сочетании с благоприятным климатом создаёт предпосылки для прогресса народа, на ней проживающ. Природная среда влияет на хар-р политич системы, оказ влияние на особ-и хар-ра, минталитета народа. Особенности природ среды закреплены в К., обретают устойчивость, и благодаря этому они могут проявл через неск поколений в совершенно др природной среде. Пр. среда играет важную роль на начал этапах формир и развития К. По мере развития чел, как соц и культ существа, влияние природы на культ жизнь ослабевает, увелич знач др факторов (эк, политич, культ традиций, историч опыта). При всей важности географич фактора нельзя его абсолютизировать. Можно выделить 2 осн-е системы ценност установок в отношении природы, кот доминировали в общественном сознании в отдел историч периоды: 1. была хар-на для культур древнего мира, она рассм чел в ед-е с природой. 2. сформир в поздней античности, вновое время стала доминир, благодаря идеологии хрис-ва и становления капитализму, природа стала рассм как источник пользы , выгоды. Потребит-е, утилит-е отношение к природе привело к истощению, диградации природной среды. В отнош м/у людьми и природой, культурой и природой возник эколг проблемы, и во второй половине XXв в ус-х НТР они приобрели глобал хар-р. Глаб-ть экол пробл закл в том, что в значит масштабах интенсивно происх загрязнение окруж среды. В связи с возник глоб проблемы важное знач приобреб Экология. Вначале экология заним-сь изуч взаимоотнош м/у растит и живыми орг-ми с природной средой. В дальнейшем объектом исслед стала биосфера Земли. В 70-х XXв возникла соц экология, кот изуч взаимоотнош м/у общ-ом и природой. В то же время, в качестве самост области исслед выделил экология человека, кот изучала воздейст природы и соц среды на зд чел, способ-ь адаптации в соврем ус-х. Центральное место в соц экологии занимает вопрос о формир экологич К. Эколоигич К. – способ согласования природного и соц развития, при кот обеспеч сохр-е природ среды. Это способ соед чел с природой на основе её более полного познания и понимания. Важным признаком экологич К. на пр-ве явл малоотходность и ресурсосбережение, а в идеале – стремление к полной безотходности. Др важным признаком экологич К. на пр-ве и в быту явл степень исп-я возобновимых источников энергии. Формир экологич К. предполаг перестройку мировоз-й чел, формир новой сист це-й, отках от потреб подхода к природе, отнош к ней как к самоценности. Формир эк К. предполаг отказ от прежнего антропоцентризма, кот проявл в ориентации К. исключит на чел и его потребности. В наст время кардинально изм роль и место чел в мире, он преврат в глобал фактор, опред динамику и масштабы проис-х на Земле из-й. Осознание чел того, что он должен выполнить важную биосферную функ, взять под свой контроль и регуляцию осн-е биосферные процессы. Формир эк К. невозможно без учёта эстетич фактора, т. е. Отнош к природе, как особой духовной эстетич ценности. Важным эл-ом эк К. явл экологич этика. Проблемами экологич этики заним А. Швейцер. Он предлож новый взгляд на эволюцию и статус этики в соврем общ-ве. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью в любом природном её кач-ве. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни явл основанием морали и критерием выбора. Добро – всё, что служит сохранению и развитию жизни. Зло – всё то , что уничтож жизнь и препятст ей. Главным критер раз К. Ш считал ур-нь гумманизма, достигнутый общ-ом. Вариант этики Ш получил надвание неоантропоцентрийской или универсальной этики.
№23. Культура и личность. Социализация и инкультурация. Личность в разных культурах
Следует различать понятия «человек» и «индивидуальность». Понятие «человека» - родовое понятие, отражающее общие признаки, присущие всему чел. роду. В качестве главных признаков человека: наличие сознания и самосознания, членораздельной речи, способность к трудовой деятельности и культурному творчеству, обладание нравственными качествами. Человек представляет собой диалектическое единство биологического и социального начала. Человек своим происхождением обязан природе, обладает окружающей телесной организацией, у него есть биологические потребности и природные задатки, которые определяют его интеллект. Человек не только биологическое и социальное, но и культурное существо. Социальные и культурные качества человека формируются на базе высокоразвитого биологического организма. Сформировавшись на основе биологического, социальное преобразует его. Под влиянием общественной жизни изменяются некоторые элементы телесной организации человека. Под влиянием общественной жизни биологические потребности содержательно меняются, окультуриваются, принимают цивилизованный вид. Материальные потребности чел-ка в определенной мере оказываются подвластны моральным и эстетическим регуляторам, сдержкам и балансам. Контроль над природными инстинктами и потребностями – важный элемент культуры. В процессе общественной жизни у человека формируются и развиваются не биологические, а нравственные, эстетические, социальные чувства, потребности, качества.
Понятие «личность» отражает соц. свойства, которые сформировались в процессе общественной жизни чел-ка. Они позволяют чел-ку жить в обществе, контактировать, взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.
Понятие «индивидуальность» - совокупность индивидуальных, неповторимых свойств и способностей, которые отличают данного индивида от множества других. Личность является носительницей культуры. Культура не может реализоваться, а существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов. В ней культурные нормы, ценности, знания, смыслы воплощаются в конкретное поведение чел-ка в окружающей среде, его отношению к др. людям, к миру в целом.
Социализация – процесс формирования личности, формирования соц. свойств, качеств, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником соц. взаимодействия.
Инкультурация – процесс, посредством которого человек усваивает основные элементы культуры, ценности, нормы, знания.
Социализация, по содержанию – двусторонний процесс. С одной стороны, она состоит в передаче обществу исторического опыта, знаний, ценностей, а с другой стороны, в их усвоении индивидом. Она имеет огромное значение, как для общества, так и для отдельной личности. Успех социализации для личности означает: в какой мере она смогла реализовать свои способности и таланты. Соц-ция обеспечивает возобновляемость, воспроизводство соц. жизни. Для сохранения целостности общ-ва и единого культурного пространства чел-к должен усваивать в процессе соц-ции культурные образцы двух уровней. Во-первых, это норма, действующие в масштабах всего общества, во-вторых, нормы, традиции, обычаи того региона, в котором живет человек. В самом процессе соц-ции принято выделять несколько этапов. Основанием для такого деления является развитие тех или иных качеств чел-ка и характер его взаимоотношений с окружающей средой. Американский исследователь Колберг выделяет 3 основных уровня в развитии дух. личности:
1. доморальный (индивидуум руководствуется собственными эгоистическими соображениями)
2. уровень конвенциальной морали, которая ориентирована на заданные из вне нормы и требования.
3. уровень автономной морали (у чел-ка формируются устойчивые моральные убеждения и принципы, можно самостоятельно осуществить выбор)
Общая логика процесса соц-ции состоит в переходе от внешних к внутренним сознательным регуляторам поведения чел-ка. Мн6огие психологи Ж.Плаже, Л.Выготский. Этапы дух. развития личности синхронно совпадают с биологич. изменениями, существует устойчивая закономерная связь между уровнем дух. развития личности и ее возрастом и интеллектом. Процесс становления и развития личности в детские и юношеские годы происходит в результате взаимодействия биологич, возрастных и соц. факторов.
По мнению многих психологов и культурологов, социализация продолжается в течение всей жизни чел-ка:
- меняются соц. роли, которые выполняет человек, появляются новые должности, статусы
- глубокие изменения может претерпевать само общество
№24. Культура и общество
К-ра возникла вместе с возн-ем общ-ва. К-ра и общ-во – это формы небиол. организации, совместн. жизнедеят-ти людей. М/у ними сущ. и разл-я: если интерпретир-ть общ-во ч/з деят-ть, т.е. рассм-ть как коллект. субьект деят-ти, то к-ра выступ. как способы, ср-ва и рез-ты деят-ти. Если понимать общ-во как продукт взаимод-я людей, то к-ра выступ. как качеств. сторона этого взаимод-я. Особ-ти соц. сис-мы(общ-ва) опр-ся его культ. основой(ценн-ми). Во все времена сущ-л интерес к к-ре как к соц.явл-ю, стремл-е понять место и роль к-ры в жизни чел-ка и общ-ва.
Осн. соц. ф-ции к-ры:
1. познавательная. Ее выполн. фил-я, наука, иск-во. Научн. и худ. позн-е имеют свои особ-ти, они не дублируют, а дополняют и обогащают др. др. Наука изуч. в явл-ях и предметах общ. и необх-е, она стрем-ся за явл-ми обнаруж. сущность, за сов-тью фактов – законом-ти разв-я. Осн. задачи науки – это обьяснение и предсказ-е. Научн. зн-е сконцентрир. в понятиях, категориях, принц-х, законах, кот. приним. формализов-й хар-р. Худ. позн-е явл-ся образным и наглядным. С пом-ю иск-ва мы познаем разл. ист. эпохи, человека, его дух. мир и психологию.