Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 12 из 14)

Также как и Данилевский, он выступает против европоцентризма, считает, что античный мир и зап. европа не занимают привилегированное положение по сравнению с вост. кул-рой; в общей истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, грандиозностью своих духовных концепций они превосходят эллинскую культуру. Шпенглер критикует зап. цивилизацию с консервативными ортодоксальными позициями.

Шпенглер – противник социализма, социального равенства. Он отрицает в зап. кул-ре все, что привело ее к социалистическому учению, выдвигает на первый план традиции дворянства и духовенства.

Оригинальную концепцию исторического развития кул-ры предложил Л. Тойнби, англ. философ истории, автор 12томного труда исследования истории. Единицей истории у Тойнби является не национальное гос-во, не человечество в целом. По его мнению, содержанию цивилизации соответствуют 3 компонента соц. жизни: экономический, политический, культурный, но в основе цивилизации лежит религия. Вслед за Шпенглером высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Вначале исследования Тойнби выделил 21 самостоятельную цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цив-ций, большинство из них умерло и забыто и к настоящему времени сохранилось лишь 5 цив-ций: 1. западно-христианская; 2. православно-христианская; 3. исламская; 4. индусская; 5. дальневосточная.

Тойнби пытается ответить на вопрос, как происходит возникновение и развитие цив-ций. В отличие от Шпенглера Тойнби не исключает взаимодействие, взаимосвязи цивил-ций, он считает эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже формулирует закон о встречных цив-ций. Тойнби разработал теорию «вызова ответа». Согласно ее возникновение и развитие цив-ции определяется способностью людей найти и дать правильный ответ на вызов исторической ситуации. И развитие цив-ции – это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы, стимулы могут быть как природные так и соц-ные. По мнению Тойнби выработка необходимого адекватного ответа на вызов среды – это функция творческого меньшинства, кот. выдвигает новые идеи, претворяет их в жизнь, увлекает за собой остальных, он считает, что общество состоит из 2 взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом. Мимезис встречается как в понятийных обществах, так и в развитых цив-циях, но имеет противоположную направленность. В первобытном обществе объектом подражания является творческое меньшинство, т.е. мимезис обращен в будущее. Тойнби считает, что в период возникновения и расцвета цив-ции власть сосредоточена в руках людей обладающих дарованиями и заслугами, моральным авторитетом в обществе.

Тойнби считает, что главная причина надлома и гибели цив-ции заключается в том, что силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается не способным справиться с обстоятельствами, новыми проблемами, оно уже не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки.

В период расцвета цив-ции массы подражают элите. В период ее надлома социальное единство общества утрачивается массой, и элита оказываются в разладе. Элита узурпирует власть, превращается в замкнутую касту, кот. опирается уже не на дарования и авторитет, а на материальные инструменты власти (силу оружия). Это приводит к тому, что значительная часть населения превращается в пролетариат, главным признаком кот. Тойнби считает не бедность и низшее происхождение, а чувства неудовлетворенности. Эта часть общества становится деструктивной силой, способствующей разрушению цив-ции.

Упадок цив-ции включает фазы: 1. надлом; 2. разложение; 3. гибель.

Между надломом и гибелью могут проходить столетия и даже тысячелетия. Оценивая состояние современных западных цив-ций Тойнби обнаруживает в ней симптомы кризиса, но он надеется, что еще возможно ее спасение на путях возрождения духовности.

№28. Концепция культуры П.А. Сорокина

К теориям циклич развит относят концепцию П.А. Сорокина. Осн-й труд – ''Социодинамика культуры''. В работе ''структурная социология'' он вводит понятие социокультурное взаимодействие: 1. Личность (как субъект взаимод); 2. Общ-во (как совокуп взаимод лич-й); 3. Культура (знания, нормы, цен-и, кот владеют взимод лич-и). Сорокин отмечает, что не один из пунктов не может сущ в отсут-и 2 др. Главное в К. – цен-и. В качестве цен-й может выступ, как чувствен, так и сверхчувств начало, а также синтез того и др. В завис от этого С выдел 3 типа К.: 1. Идеоциональная; 2. Чувственная; 3. Идеалистическая. В идеоцион К. Бог, как сверхчувс начало, признаётся истинной реал-ю и высшей цен-ю. Эта К. по сути своей религиозна. К ней относят К. Брахманской Индии, буддистскую, Древнегреч, Западноевроп средневековую, культуру Др Ср-ой Руси. Главная истина – истина веры, кот постиг путём мистического опыта, Божест интуиции и откровения. Чувственная К. явл противоположн идеоциональной (К. Античной Греции и Рима ). В Европе этот тип формир в эпоху Возрожд, продолж своё сущ в XXв. В чувст К. окруж-й чел мир признаётся объективным, реальностным, он постиг с помощью органов чувств. В ней получ большое развитие естеств науки. Резко возрост число науч открыт и технич изобрет. Матер ценности ставятся определ-и. На смену личным цен-м приходят временные. Своеобразие чувственного искусства – глав темы и персонажи искусства станов реал события и представители различ соц групп. Язык – натуралистичен, лишён всякой символики. Идеалистическая К. – промеж, переходная м/у идеоц и чувст. В ней гармонично сущ философия, наука, религия и искусство. А в искусстве реалистич, символич и алигорические стили. Рассвет этой К. приход на Золотой Век Античности. Чередование этих типов К. подчин строгому закону: идеоцион смен идеалистич, а затем чувствен К. вновь продолж своё развитие в тех же типологич формах и в той же последовательности. При переходе от одного типа К. к др общ-во переживает кризис. В подобном кризисном сост пребывает соврем Западная ц. В ней проихс переход от чувст к идеоциональной. Сорокин счит, что проявление кризиса В Соврем Западной К. наиболее очевидна в сфере морали. Он наз осн-е черты кризисной морали: 1. Утилитарность; 2. Геданизм (чел ценит лишь то, что доставл развлеч, удовольствие); 3. ''денежное сумасшествие''; 4. моральный релятивизм; 5. Господство силы и принуждения в соц жизни в отнош м/у людьми. Выход из кризиса К. С. видит неизбежном переходе к идеоциональной К. В 60-х гг. Сорокин разраб теорию Конвергенции ( Суть: осн-й тенденцией соврем эпохи явл сближение 2 противоположных систем ( капиталистич и соц), в дальнейшем их слияние в некое смешанное общ-во, кот будет соед лучшие черты каждой из них.

№29. Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса

В культурологии разраб теории линейного развития К. Одна из таких теорий была разраб нем философом К. Ясперсом: '' Смысл и назначение истории'' (1949). Я. Предлож противоположность теории культ циклов идею, кот заключ в том, что чел-во имеет ед истоки и общую цель. В развитии всемир ист Я. Выдел 4 периода: 1. Доисторическая эпоха; 2. Эпоха древних культур; 3. Осевая эпоха; 4. Новая научно-тех. Доисторическая(20 тыс.лет до н.э.): чел живёт вне истории, он лишён чувства времени, почти не выделяя себя из природы и животного мира. В это время происх возник языков, изобрет орудий труда. Чел нач исп огонь. Формир мифологич картина мира и соответ ей правила поведения. Важным признаком К. эпохи Я. Счит тип коммуникации. В доисторич период Коммуник выполн практич роль. Доисторич период продолж до конца IV тыс. до н.э. В это время возник великие культуры древности: Шумерская, Египетская, Эгейская, Культура Доарийской Индии. Возник гос-во, письменность, начинает исп сила воды. Всё это знаменует переход к новой фазе культ развит. – Историческому периоду. Между 800 и 200 гг. до н.э. происх культ переворот, кот Я. Назвал началом Осевого Времени. Он происх независимо одновременно в 3-х регионах: на Востоке, на Ближнем Востоке(Иран, Палестина), на Западе(Др. Греция). В это время происх переход от мифологич к рацион научному знанию, заклад основу научных и философских знаний, искусства и мировых религий, формир категориальный аппарат, отвеч треб-м соврем науки. Вначале на путь осевого вр вступили лишь немногие этнические общ-ти, но в дальнейшем и др народы начинают воспринимать идеи осевого времени и включ в историч развитие. В осевую эпоху происх изм-е мировоз-й чел. Он осознаёт бытий в целом, самого себя и свои границы. Осознание безгранич мироздания и своей собст незащ-и разруш непосредст, гармоничное отнош к миру. Это чувство Я. Наз историческим сознанием. Осознание собственного одиноч-ва порожд потреб общения с др людьми. Это дух общение Я. наз подлинным экзистенциальным общением. Новая научно-тех эпоха: этот новый тип К. формир в эпоху Возрождения, утверж в Новое Время. Он основан на достиж науки и техники. Для соврем эпохи хар-но глобальное ед-во чел. Европейская К. оказ влияние на все др мировые К. Однако, Я. Полагает, что соврем Европ К. нельзя рассматр в качестве второй основ мировой истории, поскольку в основе истории, как ед процесса, должно лежать дух начало. Анологию соврем Европ К. следует искать не в осевой, а в доисторической эпохе. Я. счит, что, если в будущем наступит второе осевое время, то это произойдёт тогда, когда будут открыты новые основы дух жизни общ-ва.


№30. Тема кризиса культуры в философских и куль-х исслед конца XIX-XXвв

Кризис К. – это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода. Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в науку, в рац-е постижение мира; всё это проявл кризисного состояния Западного общ-ва конца XIX-XXвв. Собственное видение проблемы кризиса К. предлож А. Швейцер. В своих работах ''Упадок и возрождение культуры'' он анализир причины кризиса соврем К. Главная причина кризиса К. в том, что в развитии К. было нарушено равновесие: матер сторона стала развив интенсив, чем дух. Этому способ успехи науки и прктики. Ш. Анализир проблему противореч культ разв. Он обращ внимание на то, что создание машины и мировой торговли привело в конеч счёте к мировой войне. Тех достиж были обращены на уничтож людей и мира. Среди факторов, препят развит К. Ш. Наз ограничение свободы. Ш., анализ причины кризиса, счит, что его ещё можно останов. Для этого необх выработка нового мировоззрения: оно должно быть оптимистич и эстетич. Тема подавления личности стереотипами массового сознания, как одна из главных причин кризиса К., станов традиц в философии и К. XXв. Под массой Ортега понимает массу людей без особых достоинств, тех, кто не веделяет себя из общ-ва, кто мыслит и чувствует как все. Под элитой – высшую, интеллектуальную, нравственную, творческую часть общ-ва, тех, кто предъявл к себе повыш требования. Элита призвана выполн общенац задачи, быть лидером, вести массы по намеченному пути. В XXв историч ситуация измен, произошло восст масс, под кот Ортега понимает не революц выступл народа, а установившееся господство среднего чел. Массы, претендуя на управление общ-ом, не имея никаких оснований.