2. В вост. и зап. кул-рах по-разному решались мировоззренческие вопросы:
- различным было отношение к миру. В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Зап. стратегия – это изменение среды обитания чел-ка. Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма. В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.
- различным было отношение к природе. На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе. На Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Вост. впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана
- различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву. На Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во. На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва; воспитывалось преклонение перед гос. властью. Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни.
- различное отношение к возможностям человеческого разума. На Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры. Рационализм – учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном
3. Различным было соотношение разных видов кул-ры. Важная черта вост. кул-ры – это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство дух. совершенствования чел-ка. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний. А научные сочинения появлялись как части дух. поучений. На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост. На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.
В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа:
1. индо-буддийский
2. китайско-конфуцианский
3. арабо-мусульманский
4. –японский
В рамках Зап. кул-ры выделяются:
1. европейская
2. американская
3. австралийская
№ 35. Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом прогрессе
На характер рус. кул-ры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы – все это формировали основы отечественной кул-ры (мировоззрение народа, характер его расселения, связи с др. землями, тип хоз. деятельности, отношения к труду, организацию соц. жизни, фольклорные образы, народн. философию).
Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение – фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни.
Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе «Заметки о русском». Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.
Большое влияние на характер русской кул-ры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община – с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской кул-ры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.
На своеобразие русской кул-ры оказали влияние особенности политико-правого развития России. В первые века существования славяно-русского гос-ва успешно развивали демократические формы правления (вече). В отличие от запада, где кул-ра впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы (Русская правда) были более гуманны. Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру.
На своеобразие русской кул-ры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями запада и востока. Проблема цивилизации принадлежности России, ее отношение к западу и востоку стало предметом теоретического расследования в 19в.
Чаадаев признавал своеобразие цив-ного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.
Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций.
Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой.
Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип кул-ры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре
Тойнби рассматривал Россию как дочернюю зону православной Византии. Аналогичные мысли высказывал Леонтьев.
Большое внимание уделял этой проблеме Плеханов: в России идут 2 процесса параллельных друг другу, но направленные в различные стороны. С одной стороны происходит европеизация высшего культурного слоя, а с др. стороны происходит усиление азиат. способа производства и восстановления деспотии. Это порождает разрыв между народом и интеллигенцией. Россия не объединяет восток и зап., а противопоставляет, даже разрывает эти 2 мира.
Н.А. Бердяев считал, что в Росси соединяются вост. и зап. как 2 потока мировой истории, причем это соединение превращает Россию не в некий интеграц. вариант, а в арену столкновения и противоборство западных и вост. элементов. Промежуточное положение России между востоком и зап. порождает глубокую противоречивость в рус. кул-ре ее раздвоенность и внутренний раскол.
Существует евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители: Трубецкой, Алексеев, Корсаев, Савицкий. Евразийцы отстаивают мысль об исключительности рос. цивилизации, обусловленной спецификой ее место положения. Также как славянофилы они отрицательно относились к реформам Петра 1. Но в отличие от славянофилов они делали акцент на восточном элементе в рус. кул-ре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для строительства гос-ва и сохранения устоев православия в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада. Гумилев считал себя последним евразийцем.
Среди духовных факторов, определивших своеобразие рус. кул-ры следует называть прежде всего православие. У древ. славян существовала языческая религия, основанная на вере в множество богов, кот. символизировали различные природные стихии и покровительствовали тем или иным сторонам деятельности чел-ка.
В 988 г. Русь приняла христианство в его византийском православном варианте. Пришедшее из вне христианство существенно изменилось под влиянием местных, языч. верований и культов. Христианские и языческие традиции, наслаиваясь друг на друга, образовали со временем некий синтез, получивший название русское православие.
Принятие христианства приобщила Русь к кул-ре Византии всего христ. мира. В кон.10 в. на Русь из Болгарии приходит письменность, а вместе с ней на Руси появляются рукописные книги. С 11в. начинается летописание. Русью была воспринята Византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. В кон.10-нач.11в.в. на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии приходит крестово-купольный вид храма. В правлении Ярослава Мудрого на Руси появляется монашество и монастыри, кот. становятся своего рода культ. центрами.
В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской кул-ры, сплоченная единством языка, славянской письменности, религиозными воззрениями и христианскими ценностями.
В послемонгольский период правосл. церковь сыграла важную роль централизации и укреплении гос. единства.
В начале 18в. Нестром1 была проведена церковная реформа, кот. имела своей целью стремление лишить церковь самостоятельности.