Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 2 из 14)

Люди эпохи. Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело— это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu). Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа ). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной. Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры — в том числе Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко. Идеал культ чел – универсальная всесторон развит личность, сочет в себе дарования учёного и худож.

№3. Концепция культуры XVIIв (Бэкон, Гоббс, Локк)

На смену Ренессансу прихоит Новое время(17-18вв.). В 17в. в передовых странах Европы – Голландии и Англии – происходят буржуазн. рев-ции, кот. открыли простор для развития капит-х отнош-й. ПобедаРеформации(протестантизм против катол. церкви) в этих странах сод. более благопр. усл-я для разв-я наукии философии. В 17в. позиции религии ослабевают возраст. роль науки, происх. 1 научн. рев-я. Получ. развитие эксперимент. естествознание. У истоков науки и фил-и Нового времени стоял Ф. Бэкон. Он внес важный вклад в формирование нов. концепции к-ры. Бэкон опр-ет к-ру как мир деят-ти чел-ка. В культ.-ист. процессе он различает 2 стороны: матер-ю и дух-ю. Мат. к-ру он опр-ет как процесс преобразования человеком природы, ист-ю преобразований природы он назыв. истроией иск-в, среди кот. он особо выдел. мехнические иск-ва (кораблестр-е, тип-фия, пр-во шелка, книгопечатание, порох, компас). Дух. к-ру он опр-ет как целенапр-е воздействие на дух. мир чел-ка – к-ра души. Важнейш. место в конц-и Бэкона заним. проблемы науки, научн. позн-я, рост науки в общ-ве. По его мнению, наука должна давать достоверные знания и быть методолог-ки совершенной. Поэтому он разрабатывает проблему освобождения науки от ложн. понятий – идолов, индуктивный метод позн-я(эмпирич.), кот. считал единств. эффективным. Бэкон отмечал огромн. роль преемств-ти научн. знаний в развитии чел-ва, но вместе с тем он справедливо отмечал, что «истина – дочь времени, а не авторитета». Онне рассм-ет научн. прогресс как прямолин. движ-е вперед, лишенное отступлений и противоречий, видит против-ть культ. прогресса. В целом взгляд Бэкона на культ. развитие отличается оптимизмом.

Томас Гоббс – важнейш. проблемами к-ры в конц-и Гоббса явл-ся: происх-е, сущность, соц. ф-и к-ры в целом и ее отд-х комп-тов – науки, иск-ва, морали, права. Центр. учением явл-ся понятие чел. природы, кот. он орп-ет как сов-ть физ. и дух. способностей, дан-х чел-ку от рожд-я, изнач-но(движ-е, питание, размнож-е и др.). Руководствуясь в своих поступках эгоизмом, чел-к не считается с правом др. людей, следствием чего является состояние «войны всех против всех»(естеств. сост-е общ-ва). Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражд. общ-ву и созд-е гос-ва. Гос-во Гоббс понимает как продукт к-ры, искусств. образ-е, призв-е усмирять первобытные инстинкты людей и обеспеч-ть гарантии мира и безоп-ти. Важн. культ. ценн-ю он считает язык(отождествляет язык и речь). Первый творец языка – бог. Т.о., Гоббс обьясняет возн-е языка естеств. прич-ми. Он разл. 2 вида опыта: чувственный и речевой. Для упорядочения и регистрации мысли, перевода внутр. речи во внешн., необх. слова. Т.о., Гоббс развивает конц-ю языка как знаковой сис-мы. Он отстаивал идею об абсол. произвольности языка(м/у именами и вещами нет никакого сходства). Гоббс считает, что благодаря языку чел-к может закр-ть рез-ты позн-я и передавать их др. людям. Он выделял 2 рода знаний: знание фактов(ощущение и память) и знание связей и зависимости м/у фактами(наука). Искусство – у Гоббса многозначно. В широком смысле – все то, что созд. чел-ком, а не дано природой, иначе, это умения, мастерство, а также – худож. деят-ть чел-ка(музыка, живопись, лит-ра).

№4. Проблемы культуры в философии Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо, Шиллер)

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII — сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний. ПРОСВЕЩЕНИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан.

Основные идеи и принципы Просвещения. При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия. Просвещение во Франции. Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. «Энциклопедия» стала своего рода эмблематически деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».

Идейное наследие Просвещения. Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума. Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма». Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает «второе дыхание» в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.

№5. Концепции культуры в немецкой классической философии (Кант, Гегель)