Смекни!
smekni.com

Основы культурологии (стр. 7 из 14)

№ 15 Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления

Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Культурная антр-я как самостоятельная наука возникла во вт. половине 19 в. в ее рамках сформировалось несколько научных направлений.

Первая научно-теорит. школа получила название эволюционизма. Основы эвол-ма заложил Тайлор, Спенсер, Морган.

Во вт. половине 18-пер. половине 19 в.в. идеи эволюц-ма получают широкое распространение в естественных науках, постепенно они проникли и в понимание человеческой истории.

В 1768г. швейц. ученый Фергюссон разделил историю на эпохи: варварство, дикости и цивилизации, различающиеся между собой характером хоз. деятельности.

В 1836г. дат. ученый Томсен обосновал археологические материалы в систему 3 эпох: каменной, бронзовой и железной (веков).

Эти открытия сделали возможным применения принципов эволюционизма к изучению человека и его культуры.

Идеи эвол-ма получают распространение в этнографии, кот. рассматривалась в то время как часть биологии. Поэтому этнографы –эволюционисты переносили законы биологической эволюции в этнографию и использовали биологическую терминологию.

В нач.20в. в противоположность эвол-му в рамках кул-ной антропологии формируется концепция диффузионизма., т.е. распространение кул-ры из одного центра в другой. Такой подход сделал возможным исследовать взаимодействие разных культур, раскрыть механизм освоения достижений др. народов, и главными средствами распространение культуры диффузионизм считал воины, территориальные завоевания, колонизацию, торговлю, миграцию, добровольное подражание. В рамках диффузионизма формируется концепция культурных ареалов, т.е. распространения кул-ры из одного центра, колыбели цивилизации (др. Египет, Др. Китай)

Диффузионизм имеет рациональное зерно заимствования, исторические контакты имеют важную роль в развитии кул-ры.

В 30 гг. 20в. в культурной антропологии сформировалось новое направление структурно-функциональный анализ. В начале 20 в. расширяется взаимодействие зап. стран с культурами др. стран и народов. Представителями америк. антроп. школы был накоплен большой этнографический материал, описывающий обычаи, нравы

В работах этих этнографов постоянно утверждается неоклассическое понимание культуры. Согласно ему, любой исторический существующий способ жизнедеятельности должен быть признан культурным независимо от пространства и времени возникновения.

В качестве метода исследования отдельных локальных культур был предложен принцип функционализма, согласно кот. кул-ры должна изучаться как самостоятельная целостная система, включающая опред. набор элементов, находящийся во взаимосвязи и выполняющих опред. функции.

Малиновский считал, что у человека есть основные естественные потребности (еда, питье, потомство) и примыкающие к ним производные потребности. В разных культурах вырабатываются разные способы удовлетворения этих потребностей. Складывается некий подвижный культурный стандарт поддерживаемый системой хозяйствования и механизмом соц. контроля

Функ-зм обогатил этнографию, помог преодолеть ей неприятие неевропейских кул-р.

Одностороннее увеличение функ-ным методом привело к тому, что этнологи забыли о соц. и культ. Эволюции, о существовании, кроме данного народа, человечества.

Идеи близкие к функ-му развил в своих работах Ф.Боас. в своих исследованиях он пришел к выводу, что каждый народ имеет свою уникальную культуру и историю, развитие кот. обусловленно как внутренними факторами, так и внеш. влияниями. Он приходит к выводу о том, что различия между народами заключается не в различиях ума, а в развитости той или иной мотивации, кот. должна изучаться в первую очередь.

Т.о. отвергнув идею духовно нравственного превостходства европ. народов Боас приходит к культ. релятивизму, т.е. признанию относительности всех культ. ценностей.

В этом пункте учение Боас подвергалось резкой критике. Сравнительный анализ разных типов культуры показывае6т, что им присуще некот. Общие принципы.

Самым известным учеником Боас был Кребер. В своих работах он обращается к проблемам теории и истории мировой кул-ры. Осн. работа «Конфигурации кул-ного роста». Отвергал идею прогресса. Кребер вводит понятие культ. ареал – это четко определенная геог. границами территория, на кот. сосредоточен значительный массив сходных кул-ных явлений и признаков. Вводит понятие культ. центр – область наибольшего сосредоточения признаков. Историю кул-ры Кребер сводит к перемщению культ. элементов из одного ареала в др. он приходит к выводу о том, что у каждой кул-ры есть внутренняя основа – архетип – совокупность психологических черт и ценностных ориентаций, кот. могут ускорять или тормозить диффузию культурных элементов.

Каждая культура достигает кульминации в развитии в соответствии со своей системой ценностей, после чего происходит трансформация культурной модели, перестройка системы ценностей. Многие культуры имели несколько типов своего расцвета. Все культуры в чем-то недостаточны, ни одна не развивает все виды творчесва.

Кребер констатирует, что некоторые виды культуры возникают почти одновременно в разных странах

№16. Аксиологическая концепция культуры

В рамках этой концепции К. – совокупность матер и дух ценностей. В современной лит-ре ценность понимается: 1. как предмет, имеющий какую-л. пользу и удовлет ту или иную потребность чел; 2. как идеал (представление о желаемом); 3. как значимость чего-л. для индивида или соц группы. Различают ценности: 1. Витальные (жизнь, здоровье); 2. Соц (комфортная работа, соц благополучие); 3. политич (свобода, правопорядок); 4. Нравственные (добро, честь); 5. Эстетические (красота); 6. Религиозные (бог); 7. Семейно-родственные (взаимоотнош). Различ ценности ЦЕЛИ (высшие, абсолютные), Ценности СРЕДСТВА ( инструментальны). Ценности опред общую стратегич регуляцию поведения чел. Кроме ценностей регулятивную функц выполняют и др элементы К., пержде всего – нормы ( она теснейшим образлм связана с ценностью, вытекает из неё). Та или иная культ ценность предстаёт как желат, конкретный вид поведения. Нормы выражают специфику той К., в кот они функционир. Особое знач имеют выделение правовых и моральных норм. Правовые нормы выступают главным образом в виде закона, они контролор гос властью, их несоблюдение ведёт за собой конкрет санкции. Моральные нормы операются на силу общ-го мнения, убеждения чел в необ того или иного поведения, чувство ответственности, долга, совести. Правовые нормы исторически выросли из моральных, юридически закрепляли их. Нормы можно подразделить (запрещающие, побуждающие). Запрещающие нормы во все времена играли заметную роль. С помощью этих норм об-во определяло ту сферу деят, выход за рамки кот мог угрожать безопасности др людей или об-ву в целом. В разных культурах сфера рапретной рагламентации различна. Побуждающие нормы имеют иную силу. Они представл чел опред свободу. В общ-ве сущ механизм соц контроля за собой принятых в общ-ве ценностей и норм. Он включ в себя различ санкции ( способы реагирования окружающих на поведение чел в виде поощрения или наказания). Различает формальные и неформ санкции. Неформальные С. имеют силу морального поощрения или осуждения. Форм С. опираются на силу закона,м они чётко обозначены. Их осущ контролир гос органами. К формал С. относятся и администр С., кот накладываются в рамках труд законо-а.

№ 17 Семиотические и символические концепции культуры. Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культур.

В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.

Знак – это мат. предмет, кот. в процессах познания и общения выступают в качестве представителя, заместителя др. предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается опред. значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений.