№1. Формирование и развитие представлений о К. в античности и средние века
№2. Вклад мыслителей эпохи Возрождения в понимание культуры
№3. Концепция культуры XVIIв. (Бэкон, Гоббс, Локк
№4. Проблемы культуры в философии Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо, Шиллер)
№5. Концепции культуры в немецкой классической философии (Кант, Гегель)
№6. Проблемы культуры в социальной философии марксизма
№7. Проблемы культуры в рамках ''философии жизни''
№8. Осмысление культурологических проблем в неокантианстве
№10. Экзистенциалистская концепция культуры
№11. Структурализм и постструктурализм в культуре
№12. Культурология как область знаний, её предмет и место в ряду наук
№13. Многообразие подходов к определению культуры. Понятие культуры
№14. Системное построение культуры
№ 15 Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления
№16. Аксиологическая концепция культуры
№ 17 Семиотические и символические концепции культуры. Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культур.
№ 18 Деятельностная концепция культуры
№19. Субъекты культуры. Массовая культура
№20. Субкультура и контркультура.
№ 21 Социальные институты культуры и управление культурой. Государство и культуры. Культура и рынок. Меценатство и его роль в развитии культуры.
№22. Культура и природа. Экология и экологическая культура
№23 Культура и личность. Социализация и инкультурация. Личность в разных культурах
№24. Культура и общество.
№25. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация
№ 27 Теория циклического развития культуры О. Шпенглера и А. Тойнби
№28. Концепция культуры П.А. Сорокина
№29. Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса
№30. Тема кризиса культуры в философских и культурных исследований конца XIX-XXвв.
№31. Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса
№32. Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация
№33. Этническая и национальная культура
№ 34. Западная и восточная типы культуры
№35. Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом прогрессе.
№1. Формирование и развитие представлений о К. в античности и средние века
Термин культура появился в антич эпохе (уход, улучшение, обработкак, возделывание). Первонач обознач обработку почвы, землед труд. Но, начиная с Цицерона, термин К. стал примен по отнош к чел. Под К стало поним воспит, образование, соверш чел, его способностей, умений. Идеал чел счит гармонич развит личность, в кот достиг единство, равновес дух и телесного начала. Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное “детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для подражания, изучения, творческого переосмысления. Термин сам по себе условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура считалась “древнейшей” (античной), однако употребляется он и по сей день. Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной общественной формы античного мира – самостоятельного города-государства. Античный полис – “город-государство” представлял собой самостоятельную политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса – гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один – бродяжничество, разбой, государственная измена. Связь с землей, натуральное хозяйство, иерархически организованный замкнутый гражданский коллектив, рабовладение, система колоний – весь этот миропорядок воспринимался как единственно естественный. Однако человеку, разумеется, было тесно жить в таких рамках, да и интересы общества требовали чего-то большего, чем простое следование нормам и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло не только главную отличительную особенность античного общества, но и придавало этому обществу классический характер. Эта своеобразная диалектика несовпадения идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к идеалу, искать гармонию, если не в общественной жизни, то хотя бы в духовной сфере, в художественном творчестве. В повседневной жизни существовала и непрерывно разворачивалась во все возрастающем масштабе борьба верхов и низов, демократов и олигархов, подозрительность ко всем, кто выделялся и стоял выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же самоотверженным служением полису (вспомним, судьбы Сократа, Демоснера, Юлия Цезаря, Овидия). Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную картину мира Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно, ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности. Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. На смену античности приходит эпоха средневековья. Здесь господствует феод способ пр-ва. В эту эпоху возник христ-о, кот во многом опред хар-р эпохи. Формир новое виденье мира, основ на теологич концепции истории (теос-бог). Важную роль в этом формир сыграл трактат Аврелия Августина '' О граде Божьем'', где была развёрнута критика антич гос-и и цивил. Согласно теологич концеп Бог выступ центром мироздания, его творческ силой, формир идея божест провиденциализма(учение, согласно кот хож мир истории и жизнь чел опред Божест проведением). Сущ не только теологич., но и светские понятия, они фиксир чел кач-ва и ценностные установки, ноебх для военной службы, общения среди феодалов. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства. Аскетизм (победа духа над телом) стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр и пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как “жития святых”. Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для средневековой культуры характерны иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские, рационалистические тенденции. Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры “века сего” определенной частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а традиция Кассиодора — к становлению светской культуры. Такого рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных оснований для создания священной инквизиции. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века — она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе. Религиозная идеология была поставлена на службу идее бога, гарантировавшего незыблемость существующего социального порядка, представляющего собой часть космического, природного порядка
№2. Вклад мыслителей эпохи Возрождения в понимание культуры
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. Гуманизм. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Возник невиданный интерес к чел личности, различным сторон её жизни. По новому реш проблема чел и БОГ. Вместо принципа провиденциализма утвержд принцип чел активности. Неотриц сущ Бога гуманисты пытаются приблиз к нему чел. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.