Национальная культура – культура духовно сплоченной, устойчивой территориальной, языковой, цивилизационно-экономической общности (нации), исторически вырабатывающей отличительный стиль жизни и творчества. Развиваясь посредством новаций, которые преобразуют обычаи, привычки, стереотипы исходной этнической культуры, национальная культура выкристаллизовывает преемственные традиции, образцы, сохраняет и приумножает неповторимое социальное наследие. Национальная культура обогащает и укрепляет психологическое, интеллектуальное, духовное единство людей, объединяя их между собой с помощью совместных ценностей и норм, ключевых убеждений, идей, концептов и идеалов, реализуемых с помощью перспективных социокультурных программ. Цель представителей национальной культуры состоит в том, чтобы творчески воплощать в различных видах профессиональной деятельности те преимущества, которые вытекают из достоинств корректируемых характера и менталитета коренного народа, его склада души и ума (психолингвоинтеллекта).
В полиэтнических обществах, например в белорусском, культура титульной нации составляет структурирующее ядро общенациональной культуры, опосредуя конвергенцию и частичную интеграцию культур национальных меньшинств. Субъекты процессов транскультурной конвергенции и интеграции должны при этом руководствоваться консолидирующей идеей эволюционного обновления и «золотосерединной» стратегией общественного прогресса, ориентированной подлинно демократическими ценностями и идеалами, стилем творческого традиционализма. В международных культурных взаимоотношениях национальная белорусская культура выступает в составе общенациональной культуры Беларуси. Проведение выверенной культурной политики в нашем обществе с учетом исторически сложившихся условий необходимо предполагает поливариантное творческое взаимодействие национальных культур и их гибридизацию, самым плодотворным результатом которой является белорусско-русская культурная форма. Задача состоит в качественном совершенствовании сложившейся интеркультуры с помощью разных языков, в первую очередь, государственных: белорусского и русского. На общенациональное Нововозрождение следует направить острие последовательной государственной политики, усилия институтов гражданского общества, объединенных конструктивным мировоззрением, основу которого, по убеждению Главы белорусского государства, «составляют народность и сознательный патриотизм».
Общенациональная культура – это не сумма механически совмещенных национальных культур, а их ансамбль – качественно новая ментальная духовно-практическая и творческая определенность, уже представленная общими традициями и новациями. В Беларуси она конституируется вместе с полиэтничным народом. Титульная нация и национальные меньшинства, проживающие в Беларуси, соединяются общей культурой в нераздельную целостность «духовными спайками», совместными ключевыми ценностями, нормами, идеалами, творческими достижениями. Определяющими в указанной ментальной и стилевой интеграции остаются позитивные черты белорусского национального характера. Последний корректируется и обогащается при взаимодействии с положительными слагаемыми (меж)национальных менталитетов: социально-экономического, политического, художественного, религиозного, философского, а также с «диагональными» ценностями и базовыми убеждениями, составляющими общенациональную ментальность.
В процессе прогрессивного развития отечественной культуры и цивилизации совершается историческое движение нашего народа в направлении, задаваемом общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, которые в полной мере соответствуют его исторически выработанным ментальным и этическим ориентирам. В белорусском обществе сохраняется прочный национальный мир, налаживаются плодотворный межконфессиональный диалог и интенсивная межкультурная коммуникация. Живущие на территории республики национальности совершенствуют общую культуру и цивилизацию, стремясь к достижению цели, которая заключается, повторяем, в подчинении форм технико-технологического и экономического прогресса требованиям прогресса социально-культурного.
При внутреннем формообразовании общенациональной культуры имеют место, образно говоря, взаимоналожения встречных «ментальных волн». Например, татарам-мусульманам, живущим в компактных поселениях на территории республики, близки стремление коренных жителей к экономной мере и «золотой середине», а также закрепленный в историческом опыте совместной жизни духовно-практический рационализм титульной нации. Немаловажно, что указанные мера, середина и рационализм взаимно согласовываются в психолингвоинтеллекте наших татар-мусульман с аналогичными гуманистическими ориентирами, извлекаемыми ими из сур Корана, которые учат уважать в объединенном (религиозном и светском) знании консолидирующую духовную традицию: «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают обладатели разума!».
Критерий меры – социальная справедливость. Самое глубокое и правильное знание, согласно Марку Аврелию, – это знание «вещей средних». Оно делает человека мудрым и благочестивым. Об этом же свидетельствует и Коран: «Соблюдайте полностью меру и не будьте из числа недомеривающих... И взвешивайте верными весами... и не уменьшайте людям их вещей, и не ходите по земле, распространяя нечестие»[26: 181, 182, 183]. Разнообразным характерам национальных меньшинств, издавна населяющих Беларусь, исторически привиты феномены «беларускасцi», которые заметно уравновешивают и гармонизируют слагаемые этих характеров, преломляясь в интегральной общенациональной ментальности.
Наше государство призвано стать активным проводником защитных мер, направленных на сохранение и совершенствование исторического стиля самостоятельного развития белорусского общества и его многокачественной культуры. Данный стиль творческого традиционализма определяется характером и культурой белорусской нации и распространяется на все ареалы общенациональной культуры, обогащаясь в них. В перспективе вырисовывается богатое поле открытий и новоприобретений в области управленческого творчества, предполагающего оттачивание механизмов обратной связи с крепнущими общественными институтами. Важно идеологически конкретизировать перспективные направления развития отечественной культуры и цивилизации, «Идеология белорусского государства... базируется на общечеловеческих ценностях», – заявил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Материально-технической, социально-экономической, материально-бытовой, институциональной базой перспективного развития демократически-ориентированной полифоничной отечественной интеркультуры является независимая, проводящая самостоятельный курс общенациональная цивилизация. Только при ее наличии отечественная культура способна бесперебойно развиваться и вносить существенный вклад в мировую культуру, утверждать ценности полицентристской и альтернативной глобализации, укреплять духовно-практическое содружество восточных, западных, южных славян, опосредовать и ускорять сближение народов и стран Евразии и Средней Европы.
При осмыслении взаимосвязи отечественной и мировой культур следует учитывать неоднократно подчеркивавшееся нами свойство национального характера белорусов, ответвившееся от формообразования славянского духа, а именно установку на взвешенный творческий традиционализм. Эта установка подкрепляется белорусско-русским менталитетом и во многом предопределяет исторические механизмы пополнения отечественной культурой золотого фонда мировой культуры.
Мировая культура
Сущность и общебелорусское проявление мировой культуры. Мировая культура произрастает из множества культур территориальных и социальных общностей, составляя самый ценный не исчезающий пласт в общем культурном наследии человечества. Мировая культура представляет лучшие непреходящие достижения этнонациональных, общенациональных, региональных, социально-профессиональных культур, целых культурных регионов. Она охватывает гуманитарно упорядоченное множество эталонов творчества (научного, технического, художественного, философского, религиозного и др.). Эталоны творчества образуют магистральную линию исторического прогресса и составляют информационную основу подражательных стандартов, располагающихся на дифференцированной шкале ценностей от достаточно оригинальных (околоэталонных) образцов до эпигонских шаблонов.
Мировая культура включает в себя:
а) потенциально – высокоинформативные новации, проходящие стадию становления, социального и межнационального признания, интернационализации;
б) актуально – общепризнанные классические ценности;
в) творчески подпитывающие последние уникальные утопические программы и чисто экспериментальные формы.
К числу «предклассических» эталонов, по-видимому, можно отнести: «философию общего дела» Н.Ф. Федорова; гелиотараксию A.Л. Чижевского (в частности, раскрывавшую влияние солнечной активности на общественные катаклизмы, социальные психозы и эпидемии); по-своему экспериментаторскую провидческую поэзию В. Хлебникова, к которой примыкало движение обэриутов (Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский и др.) – поэтов и литераторов-философов, занимавшихся экспериментированием в области художественного языка, которое заключалось (в их представлении) в очищении подлинного таинственного смысла слова «от шелухи его обыденных квазисмысловых наслоений».