Победа Советского Союза в войне с фашизмом и образование лагеря социалистических государств привели к новому соотношению общественных сил на мировой арене. При всех специфически национальных особенностях развития искусству социалистических стран присущи идеологическое единство, которое лежит в его основе, идеи мира и гуманизма, международного сотрудничества и прогресса. Сплоченные едиными устремлениями служения идеям социализма и коммунизма, художники социалистических стран стоят на передовых позициях идеологической борьбы, ведущейся с лагерем империализма и реакции. Работавшие в прошлом по заказам эстетствующих меценатов, «покровителей искусства», с установлением народной власти художники обрели нового заказчика — народ, заинтересованный в развитии всех областей культуры и искусства.
Человек труда, новой, коммунистической морали стал главным героем их творчества. Для воплощения этого величественного образа от художников потребовались реалистичность, приверженность правде жизни, мобилизация всех усилий на преодоление наследия формализма и модернизма, оставленного буржуазной культурой первых десятилетий нашего века. С разными результатами ведется эта борьба в различных странах, в некоторых из них еще удерживают свои позиции сторонники абстракционизма, появляются и отдельные псевдоноваторы, повторяющие «экспериментаторство» в духе сюрреалистов и других новейших течений. Но в целом уже теперь можно говорить о формировании искусства действительно нового типа, связанного с идеями марксизма-ленинизма, о формировании целой художественной системы искусства, развивающегося на основе метода социалистического реализма.[10]
С переходом к развернутому строительству социализма вступает в действие намеченная коммунистическими и рабочими партиями программа подъема культуры, пересматривается и переоценивается художественное наследие, создаются произведения, отображающие жизнь и быт народа, его революционное прошлое. В сложной борьбе за утверждение метода социалистического реализма художники молодых социалистических стран имеют перед собой пример деятелей искусства Советского Союза, с которыми у них установились тесные дружеские связи, обогащающие культуру каждой страны. Демонстрацией единства идейно-эстетических принципов стали выставки изобразительного искусства социалистических стран в Москве (1957—1958, 1975), в Софии (1973) и в других странах социализма.
Широкое распространение получили монументальные и декоративные формы, все виды художественно-декоративного искусства, народных промыслов, развивающихся на новой основе. Преобразуя облик своих стран, освобожденные народы развернули грандиозное строительство городов и сел, промышленных предприятий, электростанций и водохранилищ, курортов для трудящихся. В большинстве своем — это ансамбли нового типа, в которых все виды искусства выступают на основе равноправного содружества. Монументальная скульптура органически включается в организацию пространства площадей и улиц, садов и приморских курортов, живопись — фрески и мозаика — украшают стены общественных зданий, произведения прикладного искусства — интерьеры. Большие темы историко-революционной борьбы и современности, образы народных вождей, воплощенные в произведениях монументального искусства, входят в повседневную жизнь строителей социализма. Растущему с каждым годом отряду молодых мастеров принадлежит будущее искусства во всех странах. Этим объясняется забота о молодежи мастеров старшего поколения, которые передают ей свой опыт и знания. Высокая коммунистическая идейность, убежденность в важности своей работы, способствующей преобразованию жизни, и верность реализму, профессиональное мастерство и поиск новых эмоциональных средств художественной выразительности, присущие молодежи, дают уверенность в грядущих завоеваниях реалистического искусства.[11]
Широкий размах во всех странах социалистического лагеря приобрело самодеятельное искусство как новая форма приобщения трудящихся к эстетическому воспитанию. Высокий подъем получили и самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства, которое обогащается достижениями художественной промышленности, современными материалами и в то же время сохраняет богатство многовековой сокровищницы народного творчества.
Многообразное многонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает друг друга, способствует единению лагеря социализма и мира. В обстановке заметного влияния модернизма передовое искусство стран социализма во главе с советским искусством служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. С разрушением политической надстройки буржуазно-помещичьего общества и его экономического базиса - частной собственности - не был уничтожен духовный стержень - дворянская ("высокая") культура - гордость всей национальной культуры XIX и ХХ веков. Да, она перестала воспроизводиться в том виде, в каком это происходило в предыдущие периоды, ибо исчез, сошел с исторической сцены как ведущий субъект социокультурного творчества - дворянский класс. На его место пришел сам трудовой народ - рабочие и крестьяне, ставшие с победой революции главным историческим лицом в социокультурном процессе. Теперь из его среды, из среды трудовой интеллигенции начнут выходить великие писатели, поэты, музыканты, художники, ученые. Но достояния дворянской культуры ("высокой"), как, впрочем, и не менее высокой - разночинной, не были отброшены и втоптаны в "грязь" отвалов истории, ведь это чаще всего ставится в вину революции и новой власти. Наоборот, именно при Советской власти они впервые стали достоянием не ограниченного круга людей ("элиты"), а всего народа - рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции - главных производителей материальных и духовных ценностей.
2. Собственно культурное содержание и значение социалистической революции, связанное со снятием культурного отчуждения и с духовным освобождением трудящихся, проявилось прежде всего в том, что она прерывает монополию эксплуататорских классов ("элиты") на образование и культурные ценности, закладывает основы духовного производства справедливого, гуманистического типа, формируя принципиально новую систему создания, распределения, обмена и потребления духовных ценностей.
3. Она не только открывает трудящимся массам широкие реальные возможности для пользования духовными благами безо всякого изъятия, но, и это – главное, превращает их в активных творцов, "демиургов культуры", обеспечивая тем самым ее новый исторический подъем.
4. Социалистическая революция только закладывает объективные условия для снятия отчуждения в сфере культуры, которые воплощаются в жизнь не сразу, а постепенно, причем, в процессе борьбы противоречий. И эта борьба в течение всего исторического периода будет сложной, порой ожесточенной, с новыми жертвами, но в любом случае она будет продвигать культуру к народным массам, а сам народ будет становиться генеральным субъектом исторического социокультурного процесса. В этом состоял главный смысл и предназначение культурной истории советского времени.
1. Абсалямова И.А. Место советской культуры в истории российской цивилизации. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Ч. I. СПб., 2000, с. 21.
2. Белова Т. Культура и власть. М., 1991, с. 48.
3. Боголюбова Е. В. Культура и общество (Вопросы истории и теории). - М.: МГУ, 1978.
4. Булавка Л.А. Советская культура как идеальное коммунизма. // "Критический марксизм: продолжение дискуссии. Под ред. А.Бузгалина и А.Колганова. М., 2001, с. 324-325.
5. Введение в культуралогию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 1996-336с.
6. Введение в культуралогию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 1996-336с.
7. Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Том первый. М., 1998, с. 350.
8. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-319с.
9. Никишов Г.А. Советская культура как новый тип культуры в истории человечества. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Часть I, СПб, 2000, с. 18.
10. Плахов.В.Д. Опыт типологического определения советской культуры как героической. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Ч. II, СПб., 2000, с. 10-12.
11. Франк С.Л.. По ту сторону "правого" и "левого". // "Новый мир", 1990, № 4, с. 205
[1] Франк С.Л.. По ту сторону "правого" и "левого". // "Новый мир", 1990, № 4, с. 205
[2] Булавка Л.А. Советская культура как идеальное коммунизма. // "Критический марксизм: продолжение дискуссии. Под ред. А.Бузгалина и А.Колганова. М., 2001, с. 324-325.
[3] Введение в культуралогию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 1996-336с.
[4] Белова Т. Культура и власть. М., 1991, с. 48.
[5] Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Том первый. М., 1998, с. 350.
[6]Боголюбова Е. В. Культура и общество (Вопросы истории и теории). - М.: МГУ, 1978.
[7]Никишов Г.А. Советская культура как новый тип культуры в истории человечества. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Часть I, СПб, 2000, с. 18.
[8]Абсалямова И.А. Место советской культуры в истории российской цивилизации. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Ч. I. СПб., 2000, с. 21.
[9] Плахов.В.Д. Опыт типологического определения советской культуры как героической. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Ч. II, СПб., 2000, с. 10-12.
[10] Введение в культуралогию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 1996-336с.
[11] Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-319с.