Смекни!
smekni.com

Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды (стр. 2 из 4)

Несмотря на финансово-экономические трудности, белорусские ученые за последние годы смогли сделать ряд важных открытий, стали авторами крупных изобретений. Среди наиболее значимых исследований – числовые методы решения задач прикладной математической физики, позволяющие эффективно моделировать технологические процессы производства полупроводниковых приборов. Ученые создали лазерные комплексы для термообработки, резки и сварки металлических и неметаллических материалов; разработали технологию высокоточной полировки оптики, керамики и композиционных материалов; подготовили к производству конкурентоспособные на рынке портативные приборы для контроля твердости материалов и изделий, новые эффективные лекарственные препараты.

Оригинальные и весьма перспективные разработки были осуществлены в 2002 г. В частности, ученые А. Крауклис, И. Буянков, В. Минкина, С. Шабуня, В. Гаврилюк, В. Зайкин совместно со специалистами «Белтрансгаза» и французской фирмой «Эр Ликид» разработали и внедрили проект по созданию реактора, преобразующего природный газ в водород. Под руководством академика О. Мартыненко в республике налажено производство наноматериалов; Беларусь вошла в клуб нанотехнологических держав. Задачи отечественной науки на современном этапе определил Первый съезд ученых Беларуси, который прошел 1–2 ноября 2007 г.

Литература. Значительные перемены в рассматриваемый период произошли в сфере литературы. Увидели свет работы К. Буйло, М. Горецкого, В. Ластовского и многих других литераторов, в том числе представителей белорусской диаспоры ближнего и дальнего зарубежья. Были изданы ранее не публиковавшиеся произведения Я. Купалы и Я. Коласа. Стали издаваться серии книг «Наши знаменитые земляки», «Белорусский книгосбор», «Память». В 1998 г. к 200-летию со дня рождения А. Мицкевича вышла его поэма «Пан Тадэуш» на белорусском, польском и русском языках.

Писатели, поэты, драматурги стремились объективно отражать историю страны, глубоко анализировали важнейшие события прошлого и настоящего, создавали яркие образы героев, представлявших прошедшие и современную эпохи. К проблемам далекой и близкой истории Беларуси обратились в своих произведениях Э. Скобелев, А. Соколов, А. Сульянов, В. Чаропка, Н. Чергинец и другие писатели. Становлению белорусской государственности посвятил свои романы Л. Дайнека («Меч КНЯЗЯ Вячкi», 1987; «След ваукалака», 1988; «Жалезныя жалуды», 1990).

Белорусские писатели значительное внимание уделили теме чернобыльской катастрофы и ее тяжелых последствий. Среди них, прежде всего, надо назвать В. Казько («Cпaci i памiлуй нас, чорны бусел»), Н. Метлицкого («Палескi смутак», «Бабчын», «Хойнiцiи сшытак»), И. Шамякина («Злая зорка»).

Были опубликованы новые произведения Т. Бондарь, Р. Боровиковой, B. Быкова, А. Велюгина, И. Науменко, П. Панченко, Г. Пациенко, Г. Пашкова, В. Правдина, И. Пташникова, Я. Сипакова, М. Стрельцова, М. Танка, И. Чигринова, Е. Янищиц и др. Актуальные социально значимые темы, раскрывающие сложные процессы постсоветской действительности, поднимал классик белорусской литературы И. Шамякин («У засет палаца», «Губернатар», «Партрэт», «Начныя успамiны»). Рос и креп талант молодых авторов: И. Богданович, А. Письменкова, Л. Рублевской, В. Шнипа.

Динамично развивалась белорусская драматургия. А. Дударев написал пьесы «Злом» (1987), «Песня пра зубра» (1993), «Князь Вiтаут» (1993). Получили известность произведения Н. Ареховского «Накануне» (1986), «Машека», «Ку-ку» (1992); В. Бутромеева «Чужыя грошы» (1993), «Страсцi па Аудзею» (1988). В драматургии появились новые имена: В. Саулич, C. Ковалев, И. Сидорук. Большой резонанс вызвал дебют молодого драматурга А. Курейчика, пьесы которого «Потерянный рай» и «Иллюзион» охотно ставят отечественные и зарубежные театры, а драма «Пьемонтский зверь» стала лауреатом Первого драматического конкурса, организованного Министерством культуры России совместно с МХАТом им. А. П. Чехова.

Говоря о достижениях литературы, нельзя не отметить, что впервые были изданы на белорусском языке в 1997 г. «Боская камедыя» Данте (в переводе В. Скоринкина), а в 2002 г. канонический текст Библии (в переводе В. Семухи). В Беларуси наблюдается творческий подъем русскоязычной поэзии (А. Аврутин, В. Блаженный, В. Поликанина, Ю. Сапожков, А. Скоринкин, Г. Соколовский, Ю. Фатнев, М. Шелехов). Востребованным прозаиком является Анатолий Андреев (литературовед, культуролог), раскрывший в 9-ти романах феномен «новых маргиналов».

Архитектура и изобразительное искусство. Во второй половине 90-х гг. – начале XXI в. по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в стране широко развернулись реконструкция, обновление и благоустройство небольших городов и поселков. В какой-то степени этому способствовали их юбилеи, а также последовательное присвоение тому или иному городу статуса центра празднования Дней белорусской письменности, проведение традиционно народного праздника «Дажынкi».

Неузнаваемо изменили свой архитектурный облик, став по-европейски обустроенными, современными городами Борисов, Заславль, Мозырь, Пинск, Полоцк, Пружаны, Шклов, Слуцк, Кобрин, г.п. Мир, Кобрин и др.

Реставрация и реконструкция вернули былое великолепие старинным усадьбам, церковным сооружениям. В больших и средних городах отреставрированы мемориалы, благоустроены многие улицы и площади, парки и скверы, медицинские и спортивные объекты. Восстановлены Минская, Несвижская, Шкловская, Могилевская ратуши, обновляются Мирский и Лидский замки, реконструирован мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», другие объекты историко-культурного значения.

Среди крупных и наиболее интересных архитектурных объектов, возведенных в последнее время, следует в первую очередь отметить новое здание Национальной библиотеки Беларуси, новый железнодорожный вокзал, Дворец Республики, автовокзал «Московский», крытый футбольный манеж, велодром, Минск-арена (все – в Минске), ледовые спортивные дворцы в столице и некоторых других городах, вторую линию Минского метрополитена. В республике появилось множество современных зданий, в том числе офисы банков, посольств, совместных предприятий. Постепенно восстанавливаются темпы жилищного строительства благодаря переходу этой отрасли на рыночные отношения. Государство выделяет малоимущим и молодым семьям льготные кредиты на приобретение жилья.

На этапе перестройки и в последующие годы освобождалось от жесткой цензуры белорусское изобразительное искусство. Органы государственного управления стали воздерживаться от прямого вмешательства в тематику выставок и экспозиций, в деятельность творческих союзов и объединений.

В белорусской живописи и графике по-прежнему преобладало реалистическое направление. Однако есть художники, которые следуют разным стилям, что позволяет многообразно отражать действительность через углубление в мир своих переживаний и чувств. Отдали дань новым художественным течениям и продемонстрировали яркую авторскую манеру Н. Селещук, В. Толстик, Г. Скрипниченко, В. Ольшевский, С. Малишевский, Л. Хоботов, Н. Залозная, В. Иванов, В. Слаук, С. Валенок, М. Барздыко, В. Вишневский, Ю. Макаров.

Порой в работах отечественных живописцев просматриваются и сюрреалистические мотивы. Современное изобразительное искусство Беларуси ведет творческий поиск в направлениях трансавангарда, постмодернизма, концептуальной, «метафизической», «психологической» живописи и графики. Вызывает интерес непростое для восприятия эпатажное искусство группы художников-символистов, назвавших свой неформальный союз «Магией круга» (В. Герасимов, А. Савич, В. Савич, Ю. Хилько). Новейшие художественные искания мирно уживаются с устоявшимися течениями неотрадиционализма. В живописи продолжают культивироваться стилистические приемы и формы неопримитивизма, или «наивного искусства» – крестьянского и городского изобразительного фольклора, постфольклора, детского творчества.

В разных жанрах живописи оригинальные авторские стили и произведения создали А. Марочкин, Ф. Янушкевич, Г. Ващенко, А. Кищенко, Г. Поплавский, 3. Литвинова, А. Кузьмич, В. Шкарубо и другие маститые художники. Так, любимым образом картин А. Кузьмича стали мадонны.

Чернобыльской катастрофе посвятил серию из 10 картин под общим названием «Черная боль» (1986–93) академик живописи М. Савицкий. В 1991–2001 гг. он написал другой цикл полотен «Заветы блаженства».

В республике одна за другой открывались негосударственные картинные галереи современного искусства «Вита-Нова», «Жильбел», «Верхний город», «Арт-творчество», «Оник». Одновременно появились и неформальные творческие объединения «Немига-17», «Галина», «Погоня», «Форма», «Плюралис» в Минске, «Квадрат» в Витебске, «4-63» в Полоцке.

Заметным явлением в художественной жизни Беларуси стали пленэры. В 1994 г. в Витебске впервые состоялся международный пленэр, посвященный творчеству М. Шагала. Стали традиционными пленэры, связанные с именами Я. Дроздовича (на Витебщине) и В. Бялыницкого-Бирули (на Могилевщине). Интересные выставки картин белорусских и зарубежных художников устраивает Музей современного изобразительного искусства.

Разительные перемены произошли в скульптуре. Восстанавливались тронутые временем работы известных мастеров. По существу, впервые в истории нашей страны состоялось массовое открытие памятников национальным деятелям: Скорине (Лида, Прага, Минск), Н. Гуссовскому, М. Горецкому, Я. Дроздовичу (все – в Минске), Е. Полоцкой (Минск, Полоцк), К. Туровскому (Туров, Минск), князю В. Чародею и С. Полоцкому (Полоцк), С. Слуцкой (Слуцк), Н. Орде (Иваново), Я. Чечоту (Барановичский район), А. Мицкевичу (Новогрудок, Минск), М. Шагалу (Витебск), В. Короткевичу (Орша, Витебск), В. Сырокомле (Несвиж), П. Масленникову (Могилев), М. Довнар-Запольскому (Речица), Рогнеде и Изяславу (Заславль), М.Кл. Огинскому (Молодечно), князю Борису (Борисов), Ф. Богушевичу (Сморгонь). Своеобразной данью времени, советскому интернационализму и героизму солдат и офицеров стал памятник белорусским воинам, погибшим в Афганистане, который был открыт в 1996 г. на «Острове слез» в Минске. Плодотворно работают талантливые скульпторы А. Финский, В. Янушкевич, В. Слободчиков и О. Варвашеня. Оригинальными персонажами украсил городские скверы и площади минский скульптор В. Жбанов.