Смекни!
smekni.com

Культура Беларуси в перестроечный и постсоветский периоды (стр. 3 из 4)

Театр. В театральной жизни по-прежнему ведущую роль играют «купаловский» и «коласовский» театры. Национальный академический театр имени Я. Купалы в современной манере поставил спектакли «Страсцi па Аудзею» В. Бутромеева, «Князь Вiтаут» А. Дударева (реж. В. Раевский), «Тутэйшыя» Я. Купалы, «Iдылiя» В. Дунина-Марцинкевича, «Гаральд i Мод» К. Хиггенса и К. Каррьера (реж. Н. Пинигин).

В Национальном академическом драматическом русском театре им. М. Горького режиссерами В. Маслюком и Б. Луценко были поставлены спектакли «Знак беды» (по В. Быкову), «Ночные карлики и Антигона» (по пьесе Л. Разумовской), «Амфитрион» (по мотивам древнегреческих мифов), «Христос и Антихрист» (по Д. Мережковскому), «Калигула» (по А. Камю).

Бурное время вызвало к жизни многочисленные театральные студии. Некоторые из них окрепли и стали профессиональными театральными коллективами. На базе небольших специализированных студий выросли

Минский государственный молодежный театр, театр-студия «Жест», театр-студия «Абзац», театр драмы «Дзе – я?», Малый театр в Минске.

В 1991 г. премьерой спектакля-абсурда по пьесе Н. Ареховского «Куку» открылся театр-лаборатория национальной драматургии «Вольная сцэна» (реж. В. Мазынский). Здесь ставились спектакли «Барбара Радзiвiл» Р. Боровиковой, «Павалiуся нехта» (по В. Голубку и Л. Родевичу). В последующем он был реорганизован в Республиканский театр белорусской драматургии (худ. рук. В. Анисенко), постановки которого «Адэль» Е. Таганова, «Чернобыльская малiтва» С. Алексиевич и другие пользуются популярностью у зрителя.

Возросла слава Государственного академического театра оперы и балета Республики Беларусь. К числу наиболее интересных спектаклей принадлежат «Дикая охота короля Стаха» B. Солтана (по В. Короткевичу), «Страсти» («Рогнеда») А. Мдивани, «Князь Новоградский» А. Бондаренко, «Спартак» А. Хачатуряна, «Болеро» М. Равеля, «Война и мир» C. Прокофьева, «Мастер и Маргарита» Е. Глебова, «Фауст» А. Радзивилла. Театр много гастролирует. За рубежом получила широкую известность балетная труппа во главе с главным балетмейстером Валентином Елизарьевым. После реконструкции здания и прилегающей территории театр стал больше соответствовать замыслу архитектора И. Лангбарда и приобрел много новых поклонников.

Большой успех выпал на долю балета «Страсти». Его создателям в 1996 г. была присуждена Государственная премия Республики Беларусь. Кроме того, Международная ассоциация в Париже, действующая под эгидой ЮНЕСКО, назвала «Страсти» лучшей мировой балетной постановкой 1995 г.

Продолжает творческие поиски и Государственный театр музыкальной комедии. На его сцене поставлены, в частности, спектакли «Джулия», «Стакан воды», «Холопка», «Хелло, Долли!», «Марица». Он заложил основу для создания в 1991 г. Детского музыкального театра, в 1992 г. – хореографического коллектива «Минск-балет».

Таким образом, театральная жизнь республики в годы общественных перемен развивалась динамично и на современном этапе, несмотря на финансовые трудности, отличается репертуарным разнообразием. Произошел поворот к национальной драматургии, возросло мастерство актеров, расширился диапазон зарубежных гастролей, появились новые оригинальные коллективы, непрерывно идет поиск нового. Большие города пережили своеобразный «бум» театрального творчества.

Музыка. В области классической музыки ведущим жанром остается симфония. В последние годы прозвучали 8-я Симфония Д. Смольского, 2-я Симфония В. Доморацкого, камерная симфония В. Войтика «Последняя осень поэта», 4-я симфония «Куропаты» К. Тесакова, опера «Птах» О. Залетнева (по мотивам драматического финала жизни А. Мицкевича). Замечательные песни и романсы пишет Д. Долгалев. Он – автор оригинальной симфо-рок-оперы «Огонь Прометея».

Виртуозно исполняет оперные арии, эстрадные песни, романсы, произведения других музыкальных жанров (с участием зарубежных знаменитостей) Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарыкина, основанный в 2002 г.

Большую работу по развитию и распространению отечественной эстрадной музыки проводит Государственный концертный оркестр Беларуси под руководством Михаила Финберга, созданный в 1987 г.

В 1992 г. начал свою деятельность концертный коллектив «Белорусская капелла», возглавляемый В. Скоробогатовым. Он возродил и донес до современных слушателей целые пласты «шляхетской музыки», стал «проводником» в истории национальной музыкальной культуры.

Виктор Скоробогатов – талантливый оперный певец, один из тех, кто вернул нам мелодии предков. Он – автор книги «Зайгралi спадчынныя куранты», в которой, по существу, впервые предпринята попытка системного исследования белорусского музыкального наследия разных столетий. «Белорусская капелла» восстанавливает отечественное музыкальное наследие – как религиозные произведения, так и светскую музыку (оперы, полонезы, любовные песни и танцы).

Его самые способные ученики – певец Юрий Городецкий и певец-композитор Петр Елфимов – профессионально исполняют классические и современные произведения вокального жанра.

Успешно осуществляют многогранную концертную деятельность Государственный камерный хор Беларуси, Белорусский государственный академический хор телерадиокомпании, Академический народный хор им. Г. Цитовича, Академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, государственный ансамбль народной музыки «Свята». Плодотворно работают композиторы-песенники О. Елисеенков, И. Лученок, Э. Зарицкий, Л. Захлевный, 3. Евтухович и др.

Новым явлением и составной частью культурной жизни республики стали музыкальные фестивали разнообразной тематики и направленности. Они усиливают интерес к музыке, родному языку, фольклору. Традиционно проводятся Международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа» и фестиваль эстрадной песни «Золотой шлягер» (Могилев), музыкальный фестиваль «Славянский базар» (с 1992 г.), фестиваль, посвященный И.И. Соллертинскому (Витебск), фестиваль белорусской песни и поэзии (Молодечно), фестивали «Возрождение белорусской капеллы», «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна» (все в Минске), «Музыкальное Полесье» (Мозырь), «Музы Несвижа». По итогам 2000 г. Международная федерация организаторов фестивалей признала Международный фестиваль искусств «Славянский базар» лучшим из 188 претендентов.

Заметным достижением белорусского музыкального искусства явилось завоевание в 2005 г. Ксенией Ситник первого места на детском конкурсе «Евровидение». Ее успех достойно продолжили Андрей Кунец (2-е место, 2006 г.) и Алексей Жигалкович (1-е место, 2007 г.).

Пополняется творческими коллективами белорусская эстрада. Например, гастролируют в стране и за рубежом популярные ансамбли «3 + 2» и «Серебряная свадьба». Оригинальный музыкально-эстрадный театр создала талантливая белорусская певица Ирина Дорофеева. Чаруют своеобразными стилями исполнения Инна Афанасьева и Анжелика Агурбаш.

Интенсификация всех видов художественного творчества в условиях самостоятельного развития Республики Беларусь позволила молодым музыкантам активнее участвовать в различных международных конкурсах. За 1999–2004 гг. их лауреатами и дипломантами стали более 200 воспитанников Белорусской государственной академии музыки, среди которых пианисты К. Красницкий, А. Поночевный, баянист А. Шувалов.

Для поддержки одаренных молодых исполнителей учреждена специальная премия Президента Республики Беларусь. Вручение же премии «За духовное возрождение» приурочено к рождественским праздникам. Данной премией награждаются в целом творчески продуктивные деятели культуры, науки и люди, имеющие особые заслуги перед отечеством. По итогам 2008 г. ее лауреатами стали авторский коллектив 10-томного издания «Беларусь» государственного научного учреждения «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора» им. К. Крапивы НАН Беларуси, коллектив государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии», протоиерей A. Н. Ширитон, приемная семья Е. и А. Онаховых.

Кино. Белорусское кино добилось заметных успехов и достижений. Маститыми режиссерами был снят ряд популярных фильмов: «Кооператив «Политбюро», «В августе 1944-го» (реж. М. Пташук), «Двое на острове слез» (реж. В. Дашук), «Шляхтич Завальня» (реж. В. Туров), «Анастасия Слуцкая» (реж. Ю. Елхов), «Иван», «Под небом голубым», «Кадет» (реж. B.Дудин).

Впечатляющей инновацией белорусского кинематографа явился фильм «Волки», снятый по одноименной повести А. Чекменева (реж. А. Колбышев, авторы сценария А. Колбышев, А. Чекменев). Отечественные киностудии обратились к перипетиям белорусской истории, актуальным проблемам современности. В жанре исторической мелодрамы В. Орлов снял многосерийный телесериал «Проклятый уютный дом». Новыми успешными лентами пополнились фонды документального и анимационного кино, в том числе по экологическим проблемам. С 1993 г. проводится международный кинофестиваль «Листапад» в Минске. С 1997 г. – национальный кинофестиваль в Бресте.

В то же время здесь имеется еще немало трудностей и недостатков. В частности, явно не хватает средств для создания отечественных картин. В кинопрокате преобладают заокеанские фильмы категорий Б и В. Зритель нередко отдает предпочтение распространяемым огромными тиражами западным видеофильмам, как правило, малосодержательным. Все это требует корректировки кинематографической политики, увеличения целевой