Смекни!
smekni.com

Пастель и её применение в дизайне интерьера (стр. 2 из 5)

Де Латур выделяется среди портретистов своего времени не только совершенством техники, но и пониманием духа эпохи, о чем свидетельствуют созданные им портреты Даламбера и Руссо, Морица Саксонского и мадам Помпадур...

XVIII век дал немало хороших художников-портретистов. В Испании это Висенте Лопес-и-Портанья, удостоенный в 1815 году звания придворного живописца. Назовем также имена Жак-Андре Аведа (1706-1766), друга Шардена, и Франсуа-Гюбера Дровэ (1727-1775) - ученика Буше,- чей слегка слащавый стиль прекрасно подходил для детских портретов. Однако единственным серьезным соперником де Латура был Перронно.

Он объездил всю Европу и умер в Амстердаме. Прекрасным примером его творчества может служить знаменитая пастель "Девочка с кошкой" (1745), хранящаяся в лондонской Национальной галерее.

Итак, в эпоху Рококо пастель обретает огромный успех, увлечение пастелью охватывает весь Париж, а портреты в этой технике становятся популярны.

Впервые термин "импрессионист" был употреблен в 1874 году в связи с картиной Клода Моне "Впечатление. Восход солнца". Слово это было введено в обиход оставшимся неизвестным критиком, вложившим в него явно уничижительный смысл. Постепенно определение перешло на всех участников выставки, организованной Обществом живописцев, скульпторов и граверов, членами которого были Писсарро, Моне, Дега, Ренуар, Сислей, Сезанн, Гийомен и Берта Моризо. Всех их объединяло стремление порвать с официальным академическим искусством.

Итак, импрессионизм обозначил разрыв с прошлым не только совершенно иной манерой письма, но и утверждением за художником права выбора сюжетов, отвергавшихся академическим искусством как малохудожественные.

Импрессионисты совершенно по-новому увидели и изобразили в своих работах оживление и суету парижских бульваров, праздничное разноцветье городских садов, кварталы бедноты, основываясь на ином отношении к цвету, оскорблявшем вкус приверженцев традиционной живописи.

Сам способ нанесения мазков - один рядом с другим, неопределенность границы между задним и передним планом, между предметами и их тенями сводили на нет значение рисунка, считавшегося до импрессионистов границей формы. Речь шла о действительно новом понимании живописи, заключавшемся в том, что художник-импрессионист изображал реальный мир посредством цветовых впечатлений. И этой концепции идеально соответствовала пастель.

Некоторые художники этого периода использовали пастель для того, чтобы запечатлеть ускользающие мгновения в виде набросков, на основе которых они впоследствии создавали свои живописные полотна.

Другие, как Дега, обнаружили в пастели идеальный материал для живописи и достигли блестящих результатов.

Самые известные в мире пастели созданы Дега. В пастелях импрессионистов цвет является носителем света; он рождает реальность, живущую благодаря цвету и свету. Именно с появлением импрессионизма связано начало истории современной живописи. И как это часто бывает, новое столкнулось с полным непониманием и неприятием. Импрессионизму принадлежат такие имена, как Мэри Кассатт, Буден, Берта Моризо, Тулуз-Лотрек, Базиль. Остановимся на творчестве Кассатт. Она родилась в Питсбурге в 1844 году, была ученицей Дега. Мэри Кассатт довела технику пастели до поразительного совершенства, блестяще применяя ее при создании трогательных жанровых сцен, главными персонажами которых являются женщины и дети. Мэри Кассатт и Розальба Каррьера - две художницы, обогатившие искусство пастели женственностью и особой нежностью.

Пастели импрессионистов характеризуются расплывчатым, призрачным изображением, напоминающим видение, существующее благодаря светоносности колорита.

"Красота в искусстве - это действительность, окрашенная нашим первым впечатлением". Эти слова Камиля Коро в какой-то степени объясняют взгляд художников той эпохи на живопись.

Итак, пастель широко используется в импрессионизме не только для набросков, но и для законченных работ и самый знаменитый художник (использовавший эту технику) Эдгар Дега.

Прошедший век богат хорошими художниками, многие из которых работают в технике пастели. Сложно охватить великих художников всех стран, работавших в технике пастели. Выберем испанских художников.

Весной 1984 года длинные очереди выстраивались перед дворцом вице-королевы на бульваре Рамбла в Барселоне, где проходила выставка выдающегося художника и графика Рамона Касаса (1866-1932). Для многих стала откровением огромная коллекция его рисунков сангиной и углем.

Таким же открытием были и пастели известных испанских пейзажистов Хоакина Мира (1873 - 1940) и Хоакина Сорольи (1883-1924), глубоко проникших в тайны света и блестяще передавших его в своих средиземноморских видах.

Мягкость, характерная для некоторых сюжетов, требует от художника такой же мягкости и легкости колорита. Этого принципа придерживается Франсиско Серра. В своих, озаренных тихой радостью пастелях художник передает поэзию повседневной жизни. Живописец и график Серра стоит в одном ряду с такими мастерами, как Энгр, Коро, Дега, чье влияние заметно в его творчестве. Его владение натурой, смелые ракурсы, полные глубокой индивидуальности портреты свидетельствуют в равной мере о высоком техническом мастерстве, бесконечной любви к искусству, о большом таланте и склонности к размышлению.

Однако крупнейшей фигурой в живописи нашей эпохи, несомненно, остается Пабло Пикассо (1881-1973). Он родился в Малаге в семье скромного учителя рисования. В 1900-е годы получает художественное образование в Барселоне и продолжает его в Париже, где к нему приходит известность. Первая значительная выставка пастелей Пикассо состоялась весной 1901 года в зале Парес в Барселоне. Она стала настоящим событием и получила похвальные отзывы самого Утрилло. Пикассо наносил пастель чистым цветом в виде красных, желтых, синих, зеленых и лиловых пятен, без промежуточных тонов, как это делали художники известной в 1900-е годы в Барселоне группы "Четыре кота".

Женские образы Пикассо отличаются смесью изящества и вульгарности, характерной для определенных парижских кругов. Ни один художник не оказал на живописные каноны столь революционного воздействия, как Пикассо. Подобно Джотто, Микеланджело и Бернини, он стоит у истоков новой эпохи в истории живописи

А вот и превосходные пастели наших современников. Все они различаются, но несмотря на это, все они с одинаковой убедительностью демонстрируют богатство возможностей, заложенных в технике пастели.

Здесь и легкие, полные лиризма работы Эмилии Кастаньеды, смотрящей на мир словно сквозь дымку чувственности, и похожие на фотографии гиперреалистические композиции Фуэнтетахи, одновременно мягкие и вызывающие.

Между Кастаньедой и Фуэнтетахой, как между полюсами, можно поместить Хоана Марти, автора пастелей, отличающихся четким, энергичным рисунком.

Трудно найти свой путь среди такого богатства стилей. Главное - выбрать, а дальше - учиться. Учиться у старых мастеров и у современных. Начинать можно в любое время.

Многие художники выбрали пастель средством художественного самовыражения. Некоторые используют ее наряду с маслом или акриловыми красками. Главное - узнать и освоить возможности выбранной техники, а также научиться видеть, что могут дать тебе как художнику красивое женское плечо, складки небрежно брошенной ткани, неясный сумеречный свет или просто цветок.

Внимательное изучение произведений предметной живописи помогает выбрать классическое, академическое направление в живописи, чтобы затем, получив необходимые знания, отойти от него, если вам того захочется. Вы сможете отбросить все, что чуждо вашей природе, и сохраните себя.

Эти примеры демонстрируют огромные возможности пастели, позволяющей любому художнику выразить свои чувства.

Пастель может быть использована и в прикладных видах живописи, в частности в рекламе и иллюстрации. Пример тому работы американских художников, созданные при помощи аэрографа и других ультрасовременных средств, они показывают, чего можно добиться при богатом воображении.

Все эти иллюстрации имеют энергичную, оригинальную фактуру и достойны занять место в ряду произведений большой живописи.

Итак, пастель в настоящее время имеет широкую известность и её возможности, как показала история, неограниченны.

Можно без конца спорить о том, принадлежит ли пастель технике живописи или является разновидностью рисунка, потому что оба мнения капитально обоснованы и вряд ли когда-либо будет возможно прийти к определенному решению.

С исторической точки зрения и по своей сути пастель была разновидностью рисунка, ведущей начало от рисования чистой сангиной в соединении с черным карандашом. Наброски цветной пастелью художников Ренессанса никогда не считались живописью. С конца XVII века пастель утвердилась как самостоятельная техника рисования благодаря великим придворным портретистам того времени. Современные художники для обогащения своих рисунков применяют пастель довольно сдержанной цветовой гаммы - скорее тональной, нежели хроматической.

Мел - вид мягкого известняка органического происхождения, белого или серого цвета. В XV веке итальянские художники стали пользоваться карандашами из толчёного мела с примесью связующего вещества, выявляя светлые места в рисунках, выполненных угольным или итальянским (натурального происхождения) карандашами на тонированной бумаге. Смеси белого мела с окислами железа в различных пропорциях давали красный мел (известняк как сангина), сепию, сиену и охру.

Пастель стали употреблять в начале XVI века. Пастельные палочки выделывались из красочных пигментов с добавлением связующего вещества без примеси мела; они были мягче меловых карандашей. В настоящее время практически нет разницы между меловыми карандашами и твёрдыми пастелями.