Итак, картина, как элемент интерьера, существует с незапамятных времён и по сей день считается неотъемлемой частью убранства.
Сегодня присутствие в доме произведений живописи считается хорошим тоном.
Картина - классический вариант украшения стены, она способна оживить и наполнить смыслом любой интерьер. Часто картину заменяют репродукцией или эстампом (копией известного полотна) - с точки зрения интерьера это не принципиально. Важно, чтобы картина была уместна, а ее палитра, в которой желательно преобладание светлых и прозрачных или теплых и ярких цветов, дарила позитивные эмоции.
Психологи считают, что некоторые картины отнимают энергию у человека. Это произведения в стилях абстракционизма, конструктивизма, кубизма - ими лучше любоваться на вернисажах, в крайнем случае, повесить в прихожей. Места постоянного обитания домочадцев лучше украсить творениями художников-импрессионистов и реалистическими полотнами с изображением детей, животных, моря и морских обитателей, летних и весенних мотивов.
Яркий городской пейзаж хорош в гостиной, здесь он создает торжественную атмосферу, будто открывает окно в другой мир. Наполненный светом, умиротворенный сельский пейзаж, выполненный в пастельных тонах, подойдет для спальни. Обычное место расположения картин здесь - изголовье кровати. Пейзаж с большой глубиной изображения хорошо повесить вдоль лестницы (но только не винтовой), оптимальный вариант - несколько картин одного размера, повторяющих линию ступенек.
Натюрморт - самая универсальная картина, по законам живописи на нем могут быть изображены любые неодушевленные предметы. В арсенале художника бесконечное множество предметов, у нас бесконечные возможности их применения в интерьере. Снедь, посуда, овощи в столовой и на кухне. Книги, статуэтки, канцелярские принадлежности в кабинете. Срезанные цветы и сорванные фрукты в спальне. В идеале натюрморты на стене должны быть выполнены в общей манере.
Сюжетные картины - особый случай. Библейские и античные сюжеты внесут в дом элемент роскоши и преемственности традиций. Но не любой интерьер выдержит такую картину. Ее хорошо повесить над камином в интерьерах классического стиля. Для ампира подойдут батальные сцены, но для таких картин все же лучше найти место в кабинете, а в гостиной повесить парадные портреты предков или домочадцев. Жанровые сценки более демократичны, к тому же они могут подчеркнуть род занятий владельца дома или намекнуть о сфере его увлечений.
Традиционно картины развешивают на стенах симметрично с помощью профессиональных систем подвески, которые представляют собой штангу с кронштейнами. Это очень актуально и удобно - чтобы переместить картину выше или ниже, надо лишь передвинуть в нужное положение кронштейн. Но почему бы просто не расставить картины на полках, на полу, столе, рояле, мольберте, на стуле или в кресле и переставлять их время от времени?
Хорошую картину лучше всего повесить в самом освещенном месте комнаты, но прямых солнечных лучей лучше избегать, они искажают и обесцвечивают. Оптимальный вариант - искусственная подсветка или скользящий естественный свет. Если окна комнаты выходят на юг или юго-запад, лучшими экспозиционными зонами будут боковые западные и северо-западные стены. Южная и юго-западная стена подойдут, если окна глядят на восток.
При окнах, выходящих на север, допустима любая развеска картин, даже напротив окна. Неслучайно художники еще в прошлые столетия предпочитали студии окнами на север. Такое положение дает ровное студийное освещение. Но даже если свет позволяет, лучше не развешивать картины по периметру комнаты - на каждой стене - это ломает единую композицию интерьера.
Не стоит обесценивать картину соседством с другими настенными украшениями. Иногда позволительна компания других картин. В любом случае они должны быть выдержаны в одной цветовой гамме, чтобы уравновешивать и успокаивать обстановку комнаты, а не создавать хаос из цветных пятен. Идеальный вариант - картины, составляющие единую композицию. Например, небольшие картины, расположенные вокруг крупной картины. Такая композиция будет выигрышно смотреться в комнате с высокими потолками.
Полотна, одинаковые по размеру, можно развесить на стене в ряд, на равном расстоянии друг от друга или в шахматном порядке, здесь важно соблюсти одинаковые интервалы между картинами. Картины, разные по формату, удобно располагать ярусами, только не по возрастанию или убыванию - это заведомо неудачная композиция. Официальный вид придадут интерьеру две однотипные картины, симметрично расположенные, к примеру, над диваном или столом.
Яркое и большое художественное полотно обязательно обратит на себя внимание, станет смысловым центром и будет диктовать свои условия оформления. Стоит подбирать картину под интерьер, если нет желания менять интерьер под картину.
Первым делом нужно подумать о стенах, не каждой стене идет картина. Деревянные или имитирующие дерево стены не склонны к картинам, написанным маслом. То же самое относится к стенам, отделанным пестрыми обоями, здесь картину придется искать на стене. Правда, можно спасти ее широкой рамой, но лучше все же подготовить ей специальное место. Часть стены от пола до потолка задрапировать холстом или обнажить до шероховатой, серой штукатурки. Но все же идеальное местожительство картины - гладкая, окрашенная краской сдержанного светлого тона стена. А вот красить стену в тон картине необязательно, и даже нежелательно. Морской пейзаж, например, в голубой комнате может потеряться.
Обычно картина работает в команде с мебелью. Чтобы команда была дружной, картину следует вешать не больше чем в 30 см от мебели, в любом случае специалисты советуют вешать картины всегда чуть ниже, чем хочется, чтобы удобнее было любоваться ею. При этом картина или композиция из картин не должна быть громоздкой. Эффективной работа будет тогда, когда размер картины не превышает двух третей размера мебели, над которой она висит.
Маленькая картина на стене может потеряться, потому лучше выбирать размер, равный хотя бы половине размера мебели. В противном случае придется создавать композицию из маленьких картин. Группировать их лучше в одном месте. Можно повесить картины в один ряд, такая композиция должна иметь одну общую мысленную границу вверху или внизу. Не обойтись здесь и без привычных соседей картины - ваз, статуэток, светильников. Классический вариант грамотного соседства - картины вертикального формата, уравновешенные низким сосудом, картины горизонтального формата - высокой вазой.
Итак, умело подобрав картины, репродукции или другие художественные произведения в соответствие с интерьером, личным вкусом и стилем жизни, можно внести в свой дом или офис атмосферу уюта и гармонии.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Последовательность построения композиции для оформления интерьера
Работа с пастелью схожа с работой углём. Обоими материалами проводят линии, наносят пятна, которые можно растушевать, они дают богатую тональную шкалу. Пастель отличается от угля главным образом цветом, хотя есть и другие различия, которые следует принять во внимание для правильного применения этой техники (например, пастелью работают при помощи кисти). Ниже вы познакомитесь с этими приёмами и узнаете, как применять их на практике.
Если растушевать пастельные штрихи, мельчайшие частички краски заполняют неровности бумаги, линия станет прерывистой. При работе пастелью высшего качества затушеванные участки не теряют цветовой насыщенности; правда, фактура может измениться, так как красочный слой создаёт более мягкую и более однородную поверхность. Что касается инструментов, растушка для пастели мало чем отличается от растушки для угля. Благодаря маслянистости и способности удерживаться на бумаге пастель можно наносить последовательными слоями даже на чистые, несмешанные цвета. От других техник рисования пастель отличается не столько светотеневыми, сколько цветовыми контрастами.
Эффекты растушевки бывают разными, в зависимости от степени твёрдости пастели. Прежде всего твёрдые пастели и мел плохо растушевываются; штрих не исчезает окончательно, даже если растирать его пальцем, растушевкой или тряпкой. Зато линии твёрдых пастелей более точные и более резкие, чем у мела, что приближает их к техникам, которые мы обычно определяем как графические.
У мягких пастелей более насыщенный цвет и лучшая кроющая способность, но они не дают чётких линий, поскольку имеют тенденцию легко крошиться.