Распределив по бумаге пигмент пастели, можно осветлить его или потемнить, нанося последовательные слои белого и черного. Художник может рисовать поверх этого красочного слоя и стирать его отдельные участки. Стирать нужно очень мягким ластиком - «Клячей». Твердые ластики не рекомендуются, они могут повредить бумагу, а малая поглощающая способность пастели способствует загрязнению тонов (особенно составных, многослойных).
Пастель гораздо плотнее угля, и это решающий фактор в смешении тонов. Пастельное пятно насыщенного тона довольно трудно потемнить углем. Цвет нужно потемнеть, когда красочный слой еще тонкий.
Выбор цветных пастелей достаточно велик, чтобы передать градации различной насыщенности - от светлого тона до темного; нет необходимости пользоваться черным или белым для высветления или потемнения - вместо них применяются более темные или более светлые тона одной.
Хотя пастель является сухим красящим веществом, вы можете формировать тона и цвета, нанося слой за слой и затем смешивая их пальцем. Поэкспериментируйте со своими любимыми цветами - и тогда вы поймете разницу между понятиями «рисунок пастелью» и «живопись пастелью». По вновь полученному цвету пройдитесь каким-либо контрастным тоном, и вы увидите что можно накладывать сверху новые тона, не прибегая к стиранию.
Даже для профессионального художника процесс написания картины может оказаться весьма сложным. Ведь ему предстоит превратить чистый лист бумаги в трехмерное изображение. В этой связи огромное значение имеет композиция. Композиция - это не просто расстановка не связанных между собой элементов. Сбалансированная композиция предполагает, что вы использовали ряд технических приемов, которые подчиняли бы себе взгляд зрителя: создание ключевого элемента или точки с дальнейшим перенесением внимания смотрящего на другие элементы картины. Для этого художник должен определить для себя угол зрения, правильно расставить акценты перспективы, соблюсти масштаб, пропорции и градацию тонов, определив при этом, с какой стороны падает цвет. Также нужно выяснить для себя, что именно вы хотите сказать зрителю картиной.
Выбранный нами угол зрения определяет расположение горизонта. Линия горизонта должна находиться на уровне нашего обзора и быть параллельной нижней границе бумаги. Независимо от того, где условно вы стоите - на земле или на холме, обозревая сверху раскинувшийся перед вами пейзаж, - линия горизонта всегда должна совпадать с уровнем вашего обзора. Уровень горизонта может располагаться где угодно, но, как правило, он смещён по отношению к центральной линии, что идёт на пользу композиции. Для большинства картин действует правило одной трети: линия горизонта должна располагаться на одну треть ниже верхней или на одну треть выше нижней границы бумаги
Соотношение между линией горизонта и уровнем обзора формирует пропорции и линейную перспективу. Существует множество книг, специально посвященных линейной перспективе, поэтому я коснусь этой темы лишь вскользь. Есть основные правила, которые следует соблюдать в любом случае: объекты одинаковых размеров по мере удаления должны казаться меньше. Дома всегда должны стоять прямо, не заваливаясь на бок. Продолжения параллельных линий (например, линии крыши или стены) имеют тенденцию к соединению по мере приближения к исчезающей точке. Как правило, исчезающие точки расположены на линии горизонта, но бывают исключения -прилагаются эскизы с комментариями.
Местоположение на картине диктует большее или меньшее количество деталей. Объекты на переднем плане прописываются более детально и выглядят реалистичнее. Чем отдалённее объект, тем меньше его размеры и тем менее они детализированы. Изменяя размеры и форму объектов, мы формируем глубину пространства - залог успешного объёмного изображения.
Ощущение глубины пространства можно подчеркнуть также использованием тональных переходов. Отдалённые предметы следует писать в бледных холодных тонах. Чем ближе к переднему плану, тем темнее и теплее тона.
Расположение источника света и его интенсивность способны эмоционально окрасить композицию, создавая особое настроение. При высоком ярком солнце образуются короткие тёмные тени, в то время как при низком закатном - длинные и лёгкие. А если небо затянуто облаками, тени исчезают.
В отличие от других изобразительных средств пастель - сухой материал, так что растворить его до бледных тонов невозможно. Поэтому каждый цвет предлагается во множестве оттенков. В пастелях, точнее в наборах, на каждый цвет приходится по 5 тонов. Тон Т4 - основной, 3,2,1 - самые светлые тона, а тон 5 - самый темный. Постарайтесь купить пастель наивысшего качества. Несколько хороших мелков сослужат вам лучшую службу, чем полный набор дешевых. Есть пастели, в которые добавлено слишком много связующего вещества, отчего красочный порошок плохо ложится на холст или бумагу.
Мелки быстро пачкаются, особенно если хранить их в поддоне, как это делаю я. Чтобы избежать этого, покройте дно поддона слоем мелкоразмолотого риса.
И помните, техника рисования пастелью требует определенных навыков, линии должны проводиться мягко, почти невесомо, пастель не карандаш, может осыпаться, перед началом работы продумайте цветовую палитру будущего рисунка, заранее подготовьте все необходимое, например:
Наждачная бумага - используется для изготовления пастельной пудры и затачивания мелков, если размер мелкий, используется как основа для рисунка.
Щеточка - для очистки поверхностей рисунка.
Ластик-клячка - имеет мягкую субстанцию, благодаря чему размер стираемого участка можно регулировать самому.
Основа для работ: ватман, чертежная бумага, покрытая специальным покрытием, шкурка мелких номеров, мелкозернистая бумага или замша.
Растушевки - специальные палочки, которые применяются для тонкого разнесения по бумаге.
Фиксаторы (фиксативные лаки) - используются для закрепления готовой картины.
Специальный нож для заточки - отходы пастели можно перерабатывать в пудру.
При хорошем хранении и правильном уходе - картина, выполненная пастелью, будет долго иметь неизменный, первоначальный вид.
Итак, пастель вполне можно назвать целой наукой. От её создания и до наших дней произошла огромная эволюция, ведь всё начиналось с простых набросков сангиной.
Заключение
На основе анализа литературы рассмотрели историю развития рисунка в техники пастели, роль картин в интерьере и последовательность построения композиции для оформления интерьера.
История пастели начинается в эпоху Возрождения с обычных набросков, исполненных такими материалами как сангина, уголь, свинцовый карандаш и мел. Основной толчок в развитии пастели дала Розальба Каррьера своими портретами. В эпоху Рококо она обретает огромный успех, увлечение пастелью охватывает весь Париж, а портреты в этой технике становятся популярны. Пастель широко используется в импрессионизме не только для набросков, но и для законченных работ и самый знаменитый художник (использовавший эту технику) Эдгар Дега. Эта техника в настоящее время имеет широкую известность и её возможности, как показала история, неограниченны.
С исторической точки зрения и по своей сути пастель можно отнести к разновидности рисунка, имеет различный состав, но основа всегда органический мел, а выбор бумаги (от гладкой до наждачной) для работы пастелью зависит от техники.
Картина, как элемент интерьера, существует с незапамятных времён и по сей день считается неотъемлемой частью убранства, а умело подобрав картины, репродукции или другие художественные произведения в соответствие с интерьером, личным вкусом и стилем жизни, можно внести в свой дом или офис атмосферу уюта и гармонии. В пастели изначально заложено стремление к покою, созерцанию. Сюжеты её - будь то пейзажи, интерьеры, портреты - незамысловаты, но всегда проникнуты особым лиризмом, ощущением гармонии и тонко уловимыми настроениями природы. Такие картины легко впишутся в интерьер дома и офиса и будут радовать глаз.
Библиографический список использованной литературы
1. Питер Кумбз Пастельная живопись. Перевод с английского С. Кормашовой / Питер Кумбз; Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина. – Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, Издательство «Кристина - новый век», Москва, 2002.
2. Издательская группа Паррамон Эдисионес. Все о технике: рисунок. Издательство «Арт - Родник», Москва, 2002.
3. Ольга Трещева Рисуем пастелью, рисование пастелью, рисунки пастелью, живопись пастелью, техника рисования пастелью. http://how-to-do.ru/page.php?id=443.
4. Платонова Н. «Любимая пастель» / Н. Платонова // Юный художник №7. 2002 г.