Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам
Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Чу, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла на саночках!
Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
-Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.
-Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.
-Весна! Что ты нам принесла?
-Принесла я вам три угодия:
Первое угодьюшко - животинушка в поле,
Другое угодьюшко - с сошкой в поле.
Третье угодье - пчёлки на налете
Да еще угодьице - миру на здоровьице!
В одной из веснянок весна приносила "скорость" женскому труду:
Пришла весна,
Пришла красна.
Чужие-то стелятся,
А наши-то белятся,
Чужие прядутся,
А наши-то ткутся!
В веснянках пелось и о щедром весеннем солнце, о дожде:
-Солнышко-вёдрышко,
Выгляди, высвети,
Твои дети на повети
По камушкам скачут!
…Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овёс!
Весенние "заклятия" имели характер "оберегов" от весенних заморозков. Бросая через порог на улицу ложку киселя, хозяйка угощала им мороз:
Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!…
День "красной горки" был как бы днём весенней кульминации. Образ "красной горки" - олицетворение весенней красоты земли.
Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:
Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!
Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".
Покумимся, кума, покумимся,
Полюбимся, кума, полюбимся,
Чтобы век нам с тобой не бранится!
В троицын день девушки шли в лес второй раз - "развивать берёзки". Если завитый девушкой венок оказывается засохшим, то это предвещало изменение в жизни. Затем девушки делали новые венки из берёзок и по дороге бросали их в воду.
Пойду - выйду я на речку, на речку,
Стану я, стану на крутом берегу;
Кину я, кину веночек на воду:
Стал мой веночек поплывать, поплывать,
Стал меня милый позабывать…
"Завивание венков" считалось заклятьем на будущий урожай.
Завили веночки,
Завили зелёные
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На овёс ресистый,
На гречиху чёрную,
На капусту белую.
Когда же девушки снова шли в лес "развивать венки" и "раскумливаться", они пели:
Развили веночки,
Развили зелёные
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На овёс ресистый,
На гречиху чёрную,
На капусту белую.
Значение праздника Купала сводилось к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ).
Горела липа, горела,
Под ней панейка сидела.
Искорки на неё падали,
Парни по ней плакали
Что ж вы обо мне плачете,
Не одна я на свете,
Ведь не одна я едина,
Девушек полна деревня.
Купала представляется живым существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость.
А на Купалу
Рано солнце играло.
Рано солнце
Играло на добрые годы,
На добрые годы,
На щедрые росы,
На щедрые росы,
На хлебные урожаи.
Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле.
А мы ночью мало спали,
Ведь мы поле охраняли.
Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады (цветёт папоротник).
Чеканка у дороги,
Сорву тебя на счастье,
Чтобы мне милого привела,
Которого я напрасно ждала.
В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. А также "живой матке" - колосу или колосьям с особенно крупными зёрнами. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки.
Говорило ядрёное жито,
В чистом поле стоя!
- Ах, не могу я в поле стояти,
Колосьями мохати,
Я только могу в поле копами,
А в гумне, в гумне стогами,
А в гумне, в гумне стогами,
В клети коробами.
А в клети, в клети коробами,
В печи пирогами,
В печи, в печи пирогами,
На столе проскурами.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды козлу". "Козёл упоминался только символически, как олицетворение плодородия. Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды козла" клалось угощение - краюшка хлеба с солью.
Лежит козёл на мяже,
Дивуется бороде:
А и чья то борода,
А вся мёдом увита?
Символизировали народную силу, трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая:
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали,
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети - закромами,
А в печи пирогами!
Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового опыта крестьянина - землевладельца.
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.
Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный обряд. У русских предсвадебные обряды включали в себя: сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник.
Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты.
Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом, хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности; интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами.