Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорённости, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха.
Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении "бояр", т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных. Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл - очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же будущую жизнь молодых.
Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда. Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с "красотой", т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак.
На следующий день после свадьбы или через день молодожёны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни.
Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя: приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой; всё заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением её отцом и матерью.
В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры.
Величальные песни
По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям - это один из самых ярких жанров.
По своему происхождению - это магические песни.
Строгой закреплённости величальных песен в обрядах не было.
Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы.
Ой - свашенька пылка,
Пылкай поскорей,
Не мучь нашу девку:
Наша девка нежна,
В городе зродилося,
Калачами кормилася,
Мёдом поилася!
Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы: свадебные чины (жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д.) и гости новобрачных.
Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена.
· Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-описания: они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения.
Как у тысяцкого головка -
Ровно маковка в огороде;
А у тысяцкого бородка -
Ровно медянка на блюдце!
· Второй формой является вопросно-ответная форма; обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого.
- Ещё кто у нас на свадьбе маленек,
- Да маленек?
- Да Пётр у нас на свадьбе всех помене…
· В начале песен идёт риторическое восклицание, восхваляющее величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же величаемый человек вызвал такое восхищение.
Тысяцкий хорошенек! -
На тысяцком рубашка мовчановская,
Как на тысяцком штаны бархатные…
· Песни-обращения: от начала и до конца обращение к величаемому:
- Уж ты винная ягодинка,
Удалой добрый молодец!
У тебя же, у молодца,
У тебя лицо белое,
Примени к снегу белому!…
· Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы…
- Княгиня - душенька!
- Скажи, пожалуй, нам,
- Про свою гостейку!
- У меня свет гостейка
( Такая-то)
Во любви позвана,
Во чести посажена!
· Повествовательная часть плюс монолог или диалог. Повествовательная часть имеет три разновидности:
s обычно изображается условный пейзаж и несколько
персонажей, один или два из которых обязательно
величаемые, а другие - выражают своё отношение к ним.
На луге, луге стояли три роты,
Три роты восины:
Посредь роты ходит -
Свет Андрей Николаевич!
На нём шуба соболья,
Она крыта парчою,
Что парчою голубою!
Как бояре-то спросят:
- Господин наш полковник,
- Тебя кто шубой дарил? -
Али тесть, али тёща,
Что дарил государь царь.
s в повествовательной части - пейзаж; о величаемом человеке
рассказывают или птицы или животные.
На дубочке два голубчика сидят,
Они воркуют, говорят:
- Не было такого молодца
(Ивана Васильевича)
Ни в Казане, ни в городе!
Появился такой молодец у нас:
Он со тысячи на тысячу ступает.
s символическое описание величаемого при помощи параллелизма:
Что у светлого у месяца
Отрастали золотые рога,
Как у князя новобрачного
Отрастали косы русые
По могучим по плечикам!
Соезжались князья да бояры,
Его кудрям дивовалися:
- Ещё что это за кудерьки,
Ещё что это за русые!
· Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого.
Чёрная ягода смородинка
Прилегала по круту
Бережку! -
Прилегали кудри русые
Ко тому лицу белому,
Ко тому ль лицу румяному
Что (такого-то);
Русые кудри по плечам лежат,
Брови чёрные, как у соболя,
Очи ясны, как у сокола!
· Символическая часть плюс реальная. Различие разновидностей этой формы:
а) в основе построения лежит параллелизм.
б) прямое разъяснение символа.
а) Эта ягодка сладка,
Земляника хороша!
Почему она сладка,
Почему хороша? -
Потому она сладка,
Потому хороша -
На угорышке росла,
Против солнышка цвела -
На восточной стороне!
б) Во саду было, во садику,
Во зелёном виноградику,
Здесь катились два яблочка,
Два яблочка, два садовые,
Садовые, медовые;
Врозь по берегу катилися,
Словно сахар рассыпалися!
1. Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм.
- Чарочка моя серебряная,
На золотом блюдечке поднесённая! -
Кому чару пить, кому выпивать?
- Пить чару, выпивать чару Александру,
Александру Михайловичу,
Наталье, Наталье Семеновне! -
На здоровье, на здоровье, на здоровьице им.
2. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню.
3. Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнения. Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням.
Песни - дополнения исполнялись за величальной песней:
Как у дружечки бородка! -
За то его цари любят,
Господа-то почитают,
На большо место сажают!
Слышишь ли, дружка?
Тебе песню поём,
Тебе честь воздоём,
Воеводой называем! -
Воевода ты наш, воевода,
Крепок ты наш содержитель!
Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения разбивались на части:
Спасибо, дружинушко,
Спасибо, хоробренький,
Что хорошо игриц даришь!
Дружинушко хорошенький,
Дружинушко пригоженький!
Где-то ты хорошился!
Чи в меду, чи в патоке,
Чи в наливном яблоке?
Подари, дружинушка,
Подари, хоробренький,
Не рублём, полтиною -
Золотою гривною!
Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны. Величальные песни исполнялись хором.
Итак:
1) в центре внимания находился человек, его характеристика;
2) все образы величальных песен можно разделить на две группы: на собственно свадебные; между ними есть определённая взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца.