ИГУ
Контрольная работа
на тему:
Обрядовая поэзия
Проверил: преподаватель
______________
Выполнила: студентка гр.
Абашина Т.А.
Иркутск, 2001 г.
Содержание
НАЗВАНИЕ | СТР |
1. Введение | 2 |
1.2 Праздник Каляды | 2-5 |
1.3 Праздник Масленицы | 5-8 |
1.4 Праздник Троицы | 9-10 |
1.5 Праздник Купалы | 10-11 |
1.6 Праздник жатвы | 11-12 |
1.7 Праздник урожая | 12 |
2. Свадебно - бытовые обряды | |
2.1 Предсвадебные обряды | 12-14 |
2.2 Величальные песни | 14-19 |
2.3 Корильные песни | 19-25 |
2.4 Лирические песни | 25-27 |
2.5 Формы композиционного строения | 27-33 |
2.6 Список используемой литературы | 34 |
Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды.
Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей.
Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна", лето).
Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний. Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая его часть относится ко времени от рождества Христова до так называемого крещения, вторая- от крещения до масленицы и характеризуется подготовкой к весенним земледельческим работам.
Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было калядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу. После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова.
Каляда (с лат.) - первый день месяца. Главной частью калядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Каляды, а затем Христа). Калядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под новый год. Оно включало в себя пение песен (калядок), основной темой которых была тема поисков Каляды и обращение к ней, величание членов семьи, дома, причём хозяина прославляли за домовитость, сына за храбрость и ловкость, дочь - за красоту, жену хозяина за умение вести дом. Калядки завершались просьбой к хозяевам дома наградить калядовщиков за их труд и песни. Таковой наградой было угощение. У всех славян колядки включают в себя, прежде всего пожелание достатка и счастья.
Польский стих
Сколько у вас в сарае колов,
Столько у вас в хлеву волов.
На поле урожай.
В дому приплод;
Всем доброго здоровья.
Счастливого доброго утра
Новый год спокойный.
Счастливый и обильный.
На телят, на ребят…
Вот характерный текст колядки (русской)
Пришла Каляда
Накануне рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку,
А дай бог тому
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста;
Ему с колоса осьмина (мера зерна)
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием:
Уродилась Каляда
Накануне рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быструю
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют:
" Ой Каляда, Каляда,
Ты бываешь Каляда
Накануне рождества.
У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год существовал обычай гадания. Они сопровождались подблюдными песнями. "Вещее" значение каждой песни потверждалось её припевом, например:
Кому вынется - тому сбудется,
Скоро сбудется - не минуется.
Подблюдные песни имели бытовой характер. Как и в калядках, большое место занимали символы чисто крестьянского благополучия: хлеба, зерна, полной квашни и т.д.
В некоторых местах гадания начинались особой песней, которая была "славой хлебу":
А эту песню мы хлебу поём,
Слава!
Хлебу поём, хлебу честь воздаём,
Слава!
В подблюдных песнях, предвещавших девушке скорое замужество, широко использовались символические образы, близкие к свадебной поэзии: "голубь с голубкой", "жемчуг с яхонтом","золотой венец".
Летит сокол из улицы,
Слава!
Голубушка из другой,
Слава!
Слеталися, целовалися,
Слава!
Сизыми крыльями обнималися,
Слава!
Кроме любовного счастья подблюдные песни желали девушке богатства и благополучия в будущем её мужа. А в некоторых из них девушка изображалась и как мать большой семьи:
Сколько в небе звездочек,
Столько в лесу опеночек,
Кому песня достанется-
Тому сбудется моё!
Подблюдные песни предвещали не только радость, богатство и счастье, но и беды, одиночество, болезни и даже смерть:
На загнетке сижу,
Долги нитки вожу,
Ёще посижу-
Ёще повожу!
(долгое девичество)
Идёт смерть по улице
Несёт блин на блюдце.
(смерть).
Символические черты боли присущи и некоторым играм молодёжи:
И я золото хороню, хороню,
Чисто серебро хороню, хороню,
Я у батюшки в терему, в терему,
Я у матушки в высоком, высоком.
(под эту песню прятались, потом находились кольца девушек).
Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый "чистый" четверг и прощание.
Масленицу встречают шествием, напоминающем карнавал: толпы людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях.Встречающие несут противни, сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленницу - соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Её проводы - комическое представление, пародирующее похороны. Масленницу вывозят за село и сжигают.
Масленница изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:
Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.
Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.
Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:
А мы свою маслену провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А масляна, масляна, воротися,
До самого великого дня протянися!
В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:
А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
("Снегурочка" Островский)
Период встречи весны по церковному календарю начинался около праздника благовещенье (25 марта) и кончался праздником Пасхи. По случаю прихода весны пекут из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов), которые символизируют прилёт птиц. В это время пели, а скорее выкрикивали маленькие песни - веснянки.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.
Кулика просили "замкнуть" зиму, "отпереть" весну, тёплое лето.