2. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – итальянскийскульптор,живописец,архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Сикстинская Капелла – в Риме, бывшая домовая церковь вВатикане. Построена в 1473–1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название.
Ныне Капелла – музей, выдающийся памятник Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен, которые расписывали в 1481–1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера по заказу Сикста IV. В 1508–1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папы Юлия II. А в 1536–1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену – фреска «Страшный суд», по заказу папы Павла III. С конца XV века, в Капелле проходят Конклавы, первым Конклавом, прошедшим в Капелле был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI.
Давид – мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённойфлорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя – классический пример контрапоста – уже подготавливает смертоносное движение. Давид, 1501-1504 Мрамор. Высота: 5,17 м Академия, Флоренция.
8. Искусство средних веков в Западной Европе
Это время называется эпохой государственности. В это время возникают национальные школы Италии, Голландии, Франции. Два стиля – барокко и классицизм – характеризуют искусство этого времени. Стиль барокко в архитектуре изгонял прямые линии и острые углы. Основные жанры живописи – плафоны, алтарные картины, парадный портрет. Родиной классицизма стала Франция. Классицизм исповедовал разумную ярость, тему победы общественного над личным, героизм, доблесть. Античное искусство почиталось как совершенный образец для подражания. Средние века– исторический период, следующий послеАнтичности и предшествующийНовому времени. Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453),открытие Америки(1492), начало Реформации (1517) или начало Английской революции (1640). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV – началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.
Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский.
Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Церковь повлияла на развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства, например иконописи и фресковой живописи.
Витраж – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV–XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.
К началу XIX в. лидером среди французских художников был Жак Луи Давид – самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. В 1766 г. он поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Характерной чертой французской культуры тех лет было всеобщее увлечение античностью. Живописец Жозеф Мари Вьен, учитель Давида, создавал композиции на античные темы, сохранявшие игривую прелесть рококо. Молодёжь находила в Древнем мире другие идеалы: не изысканную красивость, а примеры суровой гражданской доблести, бескорыстного служения общему делу. Для работы над картиной «Клятва Горациев» Давид уехал в Рим. Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. На втором плане – трёх пролётная аркада; в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него – готовые к сражению сыновья, справа – оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде. В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде – гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку – Корде убила его раньше.
9. Искусство Возрождения в Италии
Изменяется политическая жизнь во Флоренции, Милане, Сиене. Власть в руках купцов и ремесленников.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV и в XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Последователи этого течения считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее полно и ярко воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое Италии, постоянно напоминавшее о себе, воспринималось в то время как высшее совершенство, в то время как искусство Средних веков казалось неумелым и варварским.
Проторенессанс – для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость, появление интереса к античному наследию. Социальными предпосылками в 1200-е явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах .Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11–13 вв. Тоскании, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю. Для архитектурыПроторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель:Арнольфо ди Камбио. Для скульптурыэтого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано. Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители:Пьетро Каваллини;Джотто. Ярким представителемлитературыэтого периода является Данте Алигьери. К этому же периоду относится поэзия школы «дольче стиль нуово». Для литературы характерно чувственное усиление, реалистичность образов. Традиции искусства Проторенессанса были восприняты такими художниками Возрождения, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо.