1. Искусство первобытного общества
Искусство эпохи первобытнообщинного строя.П. и. возникло около 30-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.
При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры.
Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5–2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи – языческой королевы. 30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мертвых.
Английский писатель и историк Томм Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников, вершина каждого которых указывала на следующий пункт.
Александр Андреевич Иванов(1806–1858) – русский художник, мастер исторической живописи, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна. На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями. Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837–1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Павел Третьяков приобретал эскизы, поскольку саму картина приобрести было невозможно – она писалась по заказу Академии художеств и была как бы уже куплена ей. Холст, масло. 540 × 750 см 1837–1857.
2. Искусство древней Индии
Ведущие боги Брахма, Вишну и Шива составили троицу. Они и другие герои, и полубоги стали основными Индийскими объектами искусства. Удача сопровождала Буддизм. Он быстро распространился в Южной Индии между простыми людьми. Он прослужил с брахманскими жрецами, претендовавшими на исключительную помощь в государстве. Буддизм был признан государственной религией. Войдя в силу Буддизма, начался строится каменные постройки: святилища и монастыри, которые уже попадают в наслоившуюся архитектурную традицию. Святилища украшали скульптурами, рельефными образами старых миров, мотивами легенд. И в искусство буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи; это идеи несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно-образный характер. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья. Вместе с тем буддизм всегда тяготел к социально-нравственному поучению, которое он старался воплотить в конкретных художественных образах. Однако подлинно художественные произведения оказывались более емкими и содержательными, чем религиозные, социальные и нравственные поучения буддизма.
Санчи – деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш. Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа. Она была возведена по приказу императора Ашоки в III в. до н.э. На рельефах изображены не только индийцы, но и люди в греческих одеждах. Задуманная в качестве наглядного символа Колеса дхармы, ступа в Санчи послужила прообразом всех последующих ступ.
2. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390–1441) –фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.
Портрет четы Арнольфини был создан в Брюгге в 1434 году и с 1843 года находится в Лондонской национальной галерее. На нём изображены Джованни ди Николао Арнольфинии его жена, предположительно в их доме в Брюгге. Портрет является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Этот иностранный купец жил в Брюгге в аристократической роскоши, у него были восточные ковры, люстра, зеркало, верхняя часть окна его дома была остеклена, и на столе у него лежали дорогие апельсины. Однако комната по-городскому узка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Днём занавес на ней поднимался, и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ночью занавес опускался, и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Женщина бережно кладёт свою правую руку в левую руку мужчины. Это соприкосновение выглядит очень церемониально, художник изобразил его почти в центре картины, придавая, таким образом, ему особое значение. Оба стоят очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, а мужчина поднял правую руку для клятвы. Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. Дерево, масло. 81,8 × 59,7 см
3. Искусство Древнего Египта
Можно сказать, что искусство Древнего Египта – это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом. Развитие искусства в Египте делится на 3 периода: 1) Древнее царство 2) Среднее царство 3) Новое царство
1) Древнее царство. В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.
Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.
2) Среднее царство. Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.
3) Новое царство. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н.э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.