Смекни!
smekni.com

Выполнение фор-эскизов (стр. 1 из 3)

План-конспект занятия.

тема дата место участники учитель
Натюрморт «Кувшинчик с редиской» в карандаше. 27.09.2010 МОУ ДОД ДХШ №1 3 «е» класс Рыжова Юлия Павловна

Цель занятия: формальный поиск композиции натюрморта.

Задачи занятия:

а) воспитательные: воспитать внимание, усидчивость, дисциплину.

б) обучающие: изучить законы компоновки предметов в листе, грамотно выполнить фор-эскизы, решить композицию листа;

в) развивающие: развить умение видеть главное в постановке и подчинять ему второстепенное, чувство пропорций.

Материалы и оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, карандаши, ластик, зажимы.

Для учителя: наглядные пособия, лист бумаги, карандаши, ластик.

Форма занятия:

лекция, практикум.

Тип занятия:

Повторение, закрепление.

План занятия:

1) Приветствие, подготовка рабочего места, объяснение темы урока(5 мин)

2) Объяснение материала(20 мин)

3) Самостоятельная работа (100 мин)

4) Подведение итогов урока (10мин)

5) Завершение урока, уборка класса (5 мин)

Ход занятия:

Все, кто рисует с натуры, обязательно проходят через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта (от франц. nature morte — мертвая натура).

Натюрморты могут быть «увиденными» прямо в жизни и «поставленными» специально для решения разных изобразительных задач. И те, и другие привлекают внимание, поэтому натюрморту уделяют столь много места в изобразительном творчестве, что он стал по праву самостоятельным жанром. «Увиденный» натюрморт — это изображенное художником природное группирование предметов, а «поставленный» — составленное из сознательно подобранных предметов, необходимых для воплощения определенного замысла автора.

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и методическую последовательность. Совершенно непозволительно, например, лишь начав рисунок, заняться детальной проработкой незначительных мелочей, если не определена еще основная форма, не решена тональная идея постановки. Это сразу же приводит к дробности рисунка, которую потом неопытному рисовальщику исправить невероятно трудно и подчас невозможно. Кроме того, подобная спешка ведет к ошибкам в пропорциональных отношениях, а отсюда — к неудаче, неверию в свои силы и разочарованию.

Помните, что в изобразительной практике существует проверенный метод последовательной работы над рисунками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Работа над натюрмортом начинается с отбора и размещения определенных предметов: в нашем задании — керамический кувшинчик, редиска на драпировках. Отбор компонентов натурной постановки должен быть логически оправданным, наполненным смысловой связью. Вещи желательно выбирать выразительные по форме и объему.

После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка хорошо видна (мы уже говорили о наиболее оптимальном расстоянии от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры). Выразительность и правдивость изображения натюрморта зависят от вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д.

Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну-две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге. Зарисовки желательно выполнять быстро, основываясь на первом, еще очень свежем впечатлении от постановки, стремясь передать в них характерные особенности натуры, взаимосвязь и пропорции формы каждого предмета, отношение площади изображения к площади формата листа.

Первый этап ведения работы - это выполнение набросков и фор-эскизов. Задачей работы над фор-эскизом является поиск композиционной и тональной организации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии. В нашем случае необходимо выполнить две задачи: композиционную и тоновую.

После того как в зарисовке вы определили композицию изображения, можно перейти к непосредственной работе на формате. Учитывая характер постановки, вы уже выбрали формат — горизонтальный или вертикальный.

Вам нужно выполнить рисунок. Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает обходы и помогает ученикам.

В конце занятия ребята выставляют свои работы. Преподаватель объясняет, что получилось удачно, а что нужно подправить.

Уборка класса.

Критерии оценок:

1) Контроль - правильности выполнения приемов рисунка;

2) Правильная компоновка в формате;

3) Навыки симметричного изображения.

Литература:

1) «Первые уроки рисования и живописи Натюрморт.», Попурри, 2007.

2) О.Коваль, В. Сенин «Школа рисования карандашом. Натюрморт, пейзаж, портрет.», 2007.


План-конспект занятия

тема дата место участники учитель
Натюрморт из 3х предметов 4.03.2010 МОУ ДОД ДХШ №1 2б класс Качаева Ольга Андреевна

Цель занятия: выполнение фор-эскизов.

Задачи задания:

1) воспитательные: воспитать внимание, дисциплину.

2)обучающая: изучить законы компоновки предметов в листе, законы построения простых предметов

3)развивающие: развить способность анализировать форму предметов

Материалы и оборудование:

Для учащихся: лист бумаги, карандаши, ластик, кнопки.

Для учителя: наглядные пособия, лист бумаги, карандаши, ластик.

Форма занятия:

Практикум.

Тип занятия:

Объяснение нового материала.

План занятия:

1) Приветствие, подготовка рабочего места, объяснение темы урока(5 мин)

2) Объяснение нового материала(20 мин)

3) Самостоятельная работа учащихся (100 мин)

4) Подведение итогов урока (10мин)

5) Завершение урока, уборка класса (5 мин)

Структура занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствие, установка дисциплины Организация рабочего места, подготовка к работе
Постановка цели и задач Объяснение цели и задач с использованием наглядного пособия Слушают учителя, просматривают наглядный материал.
Вводная беседа Объяснение последовательности выполнения работы Задают вопросы относящиеся к заданию
Подготовка к самостоятельной работе Помогает при выборе места Внимательно слушают, приступая к выполнению работы
Критерии оценки предстоящей работы Объяснение требований к работе, которые будут учитываться при выставлении оценки Внимательно слушают, приступают к выполнению работы
Самостоятельная работа Контроль и помощь в выполнении задания Выполнение задания. Начинают работ с компоновки
Оценка результатов Промежуточный просмотр работ, объяснение основных ошибок Просматривают, задают вопросы по своим работам
Итог занятия Оценка результатов на данном этапе Анализируют полученные результаты
Завершение занятия Преподаватель следит за тем, как ученики наводят порядок в классе Наведение порядка на своих рабочих местах

Ход занятия:

Добрый день, ребята! У нас новая тема: натюрморт из 3 предметов. На этом занятии вы будете выполнять фор-эскизы. Поиск композиционного решения живописной работы осуществляется посредством работы над фор-эскизами – предварительными эскизами небольшого размера. Задачей работы над фор-эскизами является поиск композиционной, колористической и тональной организации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии с творческим замыслом. В ходе данной работы практически решается совокупность нескольких проблем.

Первая проблема заключается в выборе точки зрения на постановку. Для выбора места работы, как правило, нужно обойти учебную постановку и иногда сделать фор-эскизы с разных точек зрения с целью нахождения лучшего композиционного решения.

После выбора точки зрения на учебную постановку нужно решить проблему уровня зрения.

Выбрав точку зрения и уровень зрения для работы, необходимо выбрать формат работы. Выбор формата, как правило, обусловлен характером постановки, которая скомпонована по схемам горизонтальной, вертикальной или квадратной композиции.

При расположении изображения постановки важно угадать соотношение масштаба изображения элементов постановки с масштабом выбранного формата. При распределении изображения на изобразительной плоскости выбранного формата одной из главных композиционных задач является расположение композиционного центра изображения.

При определении формата работы важен поиск колористической, цветовой и тональной организации живописной работы. При работе с цветом необходимо проанализировать тип колористической гармонии.

Важнейшая проблема работы над фор-эскизами – организация изображения по тону. В начале работы нужно определить, что является самым темным в постановке, что самым светлым, а также несколько градаций элементов изображения среднего тона, но различной тональности.

При работе над фор-эскизом не требуется детальная проработка форм элементов.

После выполнения серии фор-эскизов, определения формата будущей работы необходимо выполнить подготовительный рисунок для живописи. Его цель – определение пропорций элементов изображения натурной постановки, их характерных объемных форм и размещения в пространстве относительно друг друга. Рисунок для живописи выполняется линейно, без светотеневой моделировки форм. Рисунок для живописи нужно делать легко, не используя резинку.