Смекни!
smekni.com

Архитектура доходного дома в эпоху модерна на московских и петербургских примерах (стр. 2 из 3)

Не все из работ архитектора Шехтеля можно отнести к зрелому модерну - ведь датой его вторжения в наше зодчество исследователи считают самый конец 1890 годов. Однако во всех просматривается типичный шехтелевский стиль - то есть гармония разностилья. Общаясь с заказчиками и ища универсальный способ выражения их требований, нужд, настроений и чувств, он, почти не греша заурядной стилизацией и старой эклектикой, встал на свой, единственный и неповторимый путь. Назвать его только "модерном" было бы наивно - в нем переварены и взбиты, пожалуй, все известные архитектурные формы. И когда что-то преобладало - к примеру, неоампир в доме И.Миндовской во Вспольном, 9 (1913), либо рационализаторские черты здания Купеческого общества в Малом Черкасском, 2/6 (1909), - порою их определяли одним стилем. Впрочем, верно: стиль везде единый - шехтелевский. Легкий внешне, но кропотливый и многотрудный.

Доходный дом N 13 (1909) на Пятницкой. Строительство доходного жилья с наемными квартирами и магазинчиками в эпоху модерна превратившееся в массовое, нередко приводило к упрощению и обезличиванию экстерьеров, но не у Шехтеля. Его "доходки", возведенные для Кана на Малой Никитской, 35 (1901), Шамшина на Знаменке, 8 (1909), Строгановского училища на Мясницкой, 24 (1904), - отнюдь не штамповка. Это - штучное ремесло, истинные памятники своего времени.

Доходный дом Мелетиных. Здание построено в 1911 году. Автор проекта особняка - архитектор Ф.Ф. Воскресенский. Здание декорировано практически всеми возможными средствами - лепнина, керамические вставки, мозаичные панно, пилястры, сандрики, металлические ограждения на крыше, аттик с гербом и т.д., словом, очень много декора, но все это обилие, как ни странно, не напрягает и постройке к лицу. Фасад дома Мелетиных украшают скульптурные рельефы, напоминающие ритуальные маски ацтеков или майя.

Доходный дом Лоськова. Построил его архитектор А.У. Зеленко. Стилистика архитектуры Зеленко классифицируется критиками, как "северный модерн", близкий к экспрессионизму. Эта ветвь модерна, весьма активно повлиявшая на образ Петербурга начала XX века, почти совсем не проявлена в Москве, что придает постройкам Зеленко, особую ценность. Дом Лоськова больше похож на особняк, чем на жилье, предназначенное для сдачи квартир в наем.

Среди прочих можно назвать: доходный дом-"сказку" З.А.Перцовой/П.Н.Перцова

неорусское направление модерна (1905-1907, проект - арх. Н.К.Жуков, худ. С.В.Милютин; постройка - арх.Б.Н.Шнауберт, инж. П.Н.Перцов),доходный дом К.Г.Лобачева с угловой эркером, увенчанным башенкой с флюгером (1904, арх. Н.Г.Лазарев), доходный дом С.П.Аристова, прекрасный образец модерна (1907, арх. П.А.Заруцкий), доходный дом Н.Я. и А.Я.Прошиных, также не без влияния модерна (1905, арх. П.А.Заруцкий), - доходный дом Л.А.Энгельбрехта (Новокузнецкая, 34), нелепая смесь модерна, неоклассики и "псевдорусского" стиля (1910, арх. Н.Доброхотов - план; 1913, арх. А.Прамнек - постройка):

Доходные дома Петербурга.

По сравнению с московскими доходные дома Петербурга эпохи модерна выглядят более жизнерадостно, тема русской старины здесь обыгрывается в более веселой сказочной трактовке. Яркий пример этого доходный дом Песцова, построенный архитектором Малютиным в Саймоновском проезде. Украшенный мозаичным фронтоном с изображением солнца и звезд под утрированно увеличенной крышей, он напоминает терем из Берендеева царства. Цвета фасадов светлые, легкие, преобладает кремовый, светло-зеленый, оттенки песочного и розового. В больших тематических панно или орнаментальных фризах широко применяется мозаика. Интересны лепные барельефы, выполненные в несколько нечеткой, расплывчатой манере. В Москве это в основном гирлянды цветов и женские головки, в Петербурге – изображение лавровых венков и морской атрибутики на фоне золотой чешуи. Графические росчерки чугунных решеток выглядят особенно изящно на светлом фоне стен. И хотя порой здание украшено всеми перечисленными видами декора, ощущения перегруженности нет. Секрет в четком горизонтальном членении и применении на каждом ярусе одного – двух изобразительных средств. Таков доходный дом «Сокол» архитектора Машкова на Кузнецком мосту.
Далее приводятся характеристики творчества основных архитекторов- модернистов Петербурга, принимавших участие в создании доходных домов.

Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И.Лидваль. За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве можно выделить два периода: 1897 - 1907 и 1907 - 1918 гг. На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города: архитектор проявлял характерный для него художественный такт, сочетая приемы классической школы с новыми мотивами и формами. В эту пору его главная тема - доходный дом, основной тип зданий этого времени. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения. Первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3,- М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом с парадным двором-курдонером открывает застройку этой главной магистрали Петербургской стороны, значение которой возросло после сооружения Троицкого моста. Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации. Боковые разновысотные корпуса выходят на "красную линию" проспекта. Центральный корпус находится в глубине двора. Живописность и поэтичность облика дома достигнуты применением разнообразных средств - изысканностью цветовой гаммы, разными очертаниями, размерами и группировкой проемов, разнообразием эркеров, фронтонов, балконов, террас и других декоративно-пластических элементов, плавными переходами форм, которые Лидваль объединяет в сложные пластические системы. Разнообразные порталы входов дополнены рельефными изображениями мотивов северной флоры и фауны, характерных для "северного модерна". При всем богатстве мотивов все они подчинены большой форме и не нарушают цельности облика дома. Асимметричная композиция фасадов - не прихоть автора, она вытекает из планировочного решения, основанного на индивидуальном характере разных помещений. Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм "северного модерна", продемонстрированных со щедрой изобретательностью. Здесь, наконец, очень активно и убедительно использованы художественные и технические возможности отделочных материалов - цементной штукатурки, тесаного и грубоколотого камня - и их сочетаний. Дом явился этапом в развитии петербургского зодчества. Лидвалю стали охотно заказывать проекты, подражать. 1902, 1904 и 1908 - 1910 гг. по соседству Лидвалем были построены дома по Малой Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие крупный жилой комплекс. Их облик гораздо строже, фасады оживлены лишь легким вспомогательным орнаментом, отделочным кирпичом и фактурной штукатуркой, деталями входов. Дворовые флигеля образуют большое единое пространство. Активно трудясь на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города.

Примером "северного модерна" является дом № 19 на Большой Конюшенной улице. Еще не было дома Гвардейского экономического общества (ДАТ), и здание Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом. Особой выразительности автор достиг в пластической и декоративной обработке угловой части - мощный полукруглый эркер на стыке фасадов завершен башней с двухъярусным куполом шлемовидной формы. Разные, нигде не повторяющиеся элементы, по-разному сгруппированные проемы различных очертаний и размеров, изысканные орнаменты и, прежде всего, виртуозное применение отделочных материалов - гранита, штукатурки, отделочного кирпича - все это служит созданию образа подлинно петербургского дома. Приемы сочетаний разных материалов, перетекание форм и плоскостей настолько разнообразны и интересны, что невольно заставляют "читать" фасады как занимательный рассказ, в то же время ощущая целостность большой формы.

Той же поре принадлежит и пятиэтажный дом Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный уже в иную пространственную среду, с довольно нейтральной, лишенной сильных акцентов композицией и равномерным ритмом окон. Решение фасада вытекает из свободной ясной планировки квартир с их простыми в плане, разными по площади, уютными помещениями. Легкая асимметрия композиции фасада (эркер и ризалит), офактуренные гранитные русты и контрастная штукатурка с немногими декоративными деталями создают иной, более просветленный образ.