Смекни!
smekni.com

Архитектура доходного дома в эпоху модерна на московских и петербургских примерах (стр. 3 из 3)

Дома, построенные в 1910-х гг., обладают новыми качествами, что связано с требованиями времени. Планировка и художественный образ жилого дома были в центре внимания Лидваля в процессе проектирования и строительства двух, быть может, самых незаурядных и зрелых его произведений - доходных домов М. П. Толстого (наб. р. Фонтанки, 54,- ул. Рубинштейна, 15-17) и Э. Л. Нобеля (Лесной пр., 20). Оба здания построены в 1910-1912 гг.: как обычно, мастер строил одновременно несколько больших объектов. Огромный шестиэтажный дом Толстого занимает длинный и узкий участок между улицей и набережной, это целостный, близкий современным требованиям жилой комплекс, состоящий из двух лицевых корпусов и двух дворовых. Оба лицевых фасада выделены высокими проездами во двор - тройными арками ренессансного типа. Но главным здесь является композиция внутриквартального пространства - своеобразная "улица Лидваля", образованная тремя дворами-интерьерами под открытым небом, разных очертаний, средний из которых представляет собой небольшую уютную площадь. Архитектура дома благородно сдержанна, здесь нет того разнообразия пластических и декоративных приемов, которое свойственно ранним постройкам Лидваля, но они здесь и не нужны. Красный отделочный кирпич, известняк, штукатурка, лаконичность декора - во всем ощущается вкус и чувство меры. И здесь, наконец, можно говорить об определенной стандартизации элементов, сокращении типов окон, большей строгости цветовых и тональных соотношений. Квартиры разной степени удобств и размеров, различных очертаний в плане свидетельствуют о чутком отношении зодчего к меняющимся требованиям. Дом графа М.П. Толстого на набережной Фонтанки является великолепным памятником архитектуры позднего модерна.

Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе - А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев - в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Их произведения – доходный дом на Стремянной улице (совместно). Главный фасад с его чрезвычайно выразительной динамичной композицией, спроектированный Васильевым, отличает поистине виртуозное владение всеми приемами современной фактурной обработки стен. Здесь с большим искусством подобраны сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Первый этаж облицован финляндским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тесаным, со скульптурой. Плоскость стены верхних этажей покрыта фактурной штукатуркой и отделочным кирпичом. В обработку стены достаточно деликатно, с чувством меры введены образы северной флоры и фауны (главные внешние приметы "северного модерна"), невысокие рельефы и круглые опорные столбы являются одновременно и произведениями скульптуры, и элементами отделки, что также было новым словом в отделке фасадов. Арка ворот обработана крупными грубооколотными блоками красного финляндского гранита, во втором этаже применен финляндский горшечный камень - гладкотесаный и со скульптурой. В пятом и частично в третьем и четвертом этажах - фактурная штукатурка, в остальных местах - облицовка отделочным кирпичом. Фасад производит сильное впечатление мощью романтического образа, плотностью и замечательной согласованностью всех его частей. Формы здания оригинальны, свободны от мелочного декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие проемов и их сочетания с простенками - все это превращает фасад в полном смысле слова в ожившую северную поэму.

Доходный дом К.И. Капустина, расположенный на набережной реки Фонтанки, недалеко от Египетского моста, был построен в 1912 году по проекту известного петербургского архитектора А.Ф. Бубыря. Здание является ярким образцом «северного» модерна. Участок, на котором предполагалось строительство доходного дома, в начале XX века находился среди разновысотных и непрезентабельных зданий. Поэтому перед архитектором А.Ф. Бубырем стояла сложная задача: необходимо было построить дом, который бы «подчинил» себе все обширное пространство вокруг него. Надо сказать, ему это с блеском удалось. Южный фасад дома, обращенный на Фонтанку, выглядит асимметрично – традиционно для «северного» модерна. Если присмотреться, то можно все-таки увидеть сразу несколько сбитых и взаимосвязанных осей симметрии. В центре фасада – эркеры, разные по рисунку и размерам окна, многоугольник крыши. Сложная симметрия плоскостей подхвачена балконами и черепичным навесом над вторым этажом. В отделке использовались контрастные материалы и фактура, например, темный гранит и светлая штукатурка. Дом монументален, и практически лишен каких бы то ни было мелких деталей. Над угловой частью дома – высокая кровля, составленная из пересечения двускатной и полувальмовой кровель (справка: Крыша полувальмовая – четырехскатная крыша, у которой два ската по длинным сторонам трапецевидные, а два других, по коротким сторонам – треугольные (полувальмы), не доходят до карниза).
Дом Капустина был возведен примерно в одно время с домом Ф.П. Толстого, который построен по проекту другого выдающегося представителя стиля «северного» модерна Ф.И. Лидваля. Оба здания обладают очень схожим северным обликом, но в то же время в каждом из них воплотились различные архитектурные концепции и идеи двух ярких петербургских архитекторов начала XX века.

Большое место в творчестве еще одного архитектора - Г.В.Барановского занимают дома, построенные для Г.Г.Елисеева. Барановский построил для него три доходных дома: на наб. Макарова, 10, на наб.Фонтанки, 64 и на ул. Ломоносова, 14 (1887-92).

Интересен внешним видом собственный дом Барановского (ул.Достоевского, 36, 1897 г.). Вдоль фасада, не прерываясь, по всем этажах, включая цокольный, проходит прямой балкон с оригинальной решеткой. Строгость и простоту дома подчеркивают однообразие и равномерность расположения окон наряду с рустовкой нижнего этажа.

Более 50 зданий построил в Петербурге Д.А.Крыжановский. Диапазон его творческих пристрастий широк - от легкого европейского романтизма до сильного северного модерна, не брезгуя некоторой эклектичностью или "русским стилем" (Каменноостровский пр., 45, 1903-06 гг.).

Кроме упомянутых архитекторов, в строительстве домов принимали участие А.И.фон Гоген и множество менее известных; доходные дома - самая многочисленная группа зданий модерна; именно в эпоху модерна, во время становления и развития капитализма сложилась застройка исторической части города, этим объясняется большое число авторов проектов и еще большее количество самих зданий.



Использованная литература:

1. Д. В. Сарабьянов. История русского искусства к.19 – н.20 вв, учебное пособие. М., МГУ. 1993.

2. Кириченко Е.И. "Русская архитектура 1830-1910 -х годов", Москва "Искусство" 1982.

3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. "Русский модерн", Москва "Советский художник" 1990.

4. Федотова Е. "Модерн в Европе. Романтический финал XIX столетия"-"Salon" журнал № 2 - 1999.

5. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 200—210.

6. Иконников, А. В., «Архитектура Москвы. ХХ век», М, 1984, p.30-32