Смекни!
smekni.com

по Культурологии 4 (стр. 3 из 3)

Несмотря на все трудности украинская культура во второй половине XX в. продолжала развиваться, подтверждая значительный творческий потенциал нашего народа. Важным шагом в сфере образования стало введение обязательного среднего образования (с 1966). Широко растущий технический уровень производства выдвигал высокие требования к подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей хозяйства, так расширяется сеть учреждений профессионально-технического образования, заочного и вечернего обучения, открываются новые вузы, в том числе университеты.

Значительным достижением ученых Украины была разработка и изготовление первой в Европе малой электронно-вычислительной машины. Новые образцы электросварочной аппаратуры разрабатывал Институт электросварки, которому в 1945 г. присвоено имя Е. О. Патона. Значительным научным достижением Института стало сооружение в Киеве цельносварного автодорожного моста через Днепр.

Значительными событиями в культурной жизни Украины стало издание "Украинской советской энциклопедии" в 17 томах и "Истории городов и сел Украины" в 26 томах.

В сложных условиях партийного диктата и административного вмешательства развивается литература. Творческим методом литературы, согласно уставу Союза писателей, был провозглашен социалистический реализм. Во многих художественных произведениях с чрезмерным пафосом прославлялись Ленин, Сталин, другие партийные деятели, отсутствовала любая критическая оценка событий современной истории, акцентировалось внимание только на положительных реалиях жизни. Несмотря на трудности, украинские писатели плодотворно работали в разных жанрах литературы, достигнув определенных достижений.

С "хрущевской оттепелью" связано оживление литературно-художественной жизни в Украине. В 50-60-х г. к читателю возвращается творчество репрессированных писателей (произведения М. Кулиша, Е. Плужника, М. Зерова, В. Бобинского, Г. Косынки, О. Слисаренко, В. Чумака, С. Тудора и др.). В 60-е г. в литературный процесс влился И. Драч (1936 г.р.) - Поэт, переводчик, киносценарист, общественный деятель, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Шевченко и Государственной премии СССР. Сборникам И. Драча "Подсолнух", "Протуберанцы сердца", "Баллады будней", "Стихи", "К истокам", "Корни и крона", "Киевское небо", "Сабля и платочек", присущи метафоричность, максимализм, символизация, тема ответственности художника, назначения поэта и поэзии. В поэме "Чернобыльская мадонна" (1987) И. Драч размышляет над проблемами общенародной трагедии, возникшей после катастрофы на ЧАЭС.

Украинская литература XX в. всегда прислушивалась к общественным проблемам своего времени.

В конце 80-х - начале 90-х г. в Украине происходят процессы демократизации и духовного обновления, когда художники получили возможность выйти за рамки социалистического реализма, расширяют тематические и стилистические горизонты нашей литературы, ориентируясь на западноевропейский модерн (Ю. Андрухович, В. Бедняжка, Б. Жолдак, О. Забужко, А.Ульяненко, Е. Пашковский т.п.).

В 60-90-х г. XX в. украинский язык вытесняется из театров, а украинский репертуар сокращается. Ведущая роль в это время принадлежала театрам оперы и балета в Киеве и Львове, драматическим театрам им. И. Франко и им. Леси Украинский в Киеве, драматическому театру им. М. Заньковецкой во Львове.

Процесс развития украинской музыки во второй половине XX в. характеризуется совершенствованием всех ее жанров (Г. Майборода, П. Майборода, А. Кос-Анатольский, И. Шамо, А. Билаш). Новаторская музыка В. Сильвестрова и Л. Грабовского звучала на международных фестивалях. Развивается хоровая (Леся Дичко) и симфоническая музыка (Е. Станкович, М. Скорик).

Во второй половине XX в. продолжает развиваться архитектура. Большой художественно-образной выразительности достигла архитектор Е. Маринченко при сооружении дворца "Украина" в Киеве. Сооружение воспринимается динамичной благодаря вертикальным пилонам и изогнутой дуге фасада. Примером умелого сочетания архитектуры и скульптуры является сооружение Дома художника в Киеве (1977, архитекторы А. Добровольский, А. Макухин), украшенная бронзовыми статуями муз (скульптор В. Бородай).

Художники и скульпторы второй половины XX в. пытались выйти за пределы официального творческого метода - социалистического реализма, развивали традиции украинской народной живописи. Плодотворно работают художники В. Касьян, М. Глущенко, М. Дерегус, Т. Голембиевская. Новаторскими поисками, философским осмыслением явлений отмечаются полотна Т.Яблонской ("Хлеб", "Весна", "Тишина", "Май", "Свадьба"). Значительных успехов достигли народные художницы Г. Собачко-Шостак, М. Приймаченко, К. Билокур, работавшие в жанре народно-декоративной росписи.

Во времена перестройки к читателю вернулись сотни имен репрессированных ранее художников, чье творчество была запрещена и забыта. Значительным демократическим завоеванием этого времени было принятие закона "О языках в Украинской ССР" (1989), который провозглашал украинский язык государственным и был направлен на обеспечение ее всестороннего развития. Тогда же в Конституцию УССР было внесено изменение о предоставлении украинскому языку статуса государственного.

Вначале 90-х г. в Украине утвердилось осознание необходимости демократических социокультурных изменений.


Литература:

1. П. С. Гуревич "Философия человека". 2001.

2. В. Н. Кузнецов "Вольтер и философия Просвещения ΧVІІІ в". Москва 1965.

3. А. Н. Маркова "Культурология". Москва 2005.

4. Г. В. Драч "Учебный курс по культурологии". Ростов-на-Дону 1999.