Смекни!
smekni.com

по Культурологии 4 (стр. 1 из 3)

1 вариант

17.Трагедия противостояния: человек национальной эпохи Просвещения.

34.Духовный и культурный потенциал Запорожской Сечи.

43.Культура Украины на изломе столетий (конец 90х ΧІΧст.- 1917г. ΧΧст.)

50.Проблемы, потери и достижения украинской культуры 60х – 90х гг.ΧΧ ст.


17. Мыслителей XVII в. волнует тайна человека, его предназначенность, загадка его природы, его место в обществе и мироздании. Они пытаются также распознать его добродетели и пороки, наклонности и страсти, нравственные падения и искания. Представление о двойственности человеческой натуры поддерживалось и самим развитием теоретического знания. Галилей положил начало современной науке. Она предстала в его трудах как новый способ познания природных явлений.

Конечно, осмысление результатов этого познания все еще осуществлялось в русле прежней "натурфилософии". Но постепенно методы и концептуальные средства, которые использовались наукой, стали расходиться с арсеналом традиционной философии. Наука все более рассматривалась как род особого мышления, отличающегося от философии.

Но и внутри философии произошла определенная переориентация. Она обнаружила свою продуктивность в сфере гуманитарного знания - в теории познания, этике, политической философии, в философии истории, образования, религии. Иначе говоря, философия раскрывала свой потенциал в тех областях, которые были непосредственно связаны с деятельностью человека, его жизненными проблемами. Возникало своеобразное противопоставление науки и философии.

Классическим выражением этого противостояния, возможно, стало картезианское разграничение мыслящего и протяженного. Первое относилось к области философии, второе - к области математического естествознания. Применительно к человеку это означало, что его телесность есть воплощение природного начала. Тело человека - это своеобразный механизм, и, стало быть, естествознание призвано изучать такое проявление природы. Что касается "истинного человека", то он остался в ведении философии. Как отметил швейцарский философ Э.Агацци, современная философия "открыла субъекта". Это означает, что философия Просвещения предоставила науке изучение природы, но сохранила за собой изучение человека.

Эпоха Просвещения, как известно, составила важный этап в развитии европейской истории. Она противостоит нынешней философии как своеобразная духовная формация, имеющая собственные мировоззренческие посылки. Миссионерство просветителей базировалось на признании того, что история человечества, несмотря на все случайности, имеет внутреннюю линию развития, а именно: всеобщий прогресс разума и движение ко все большему совершенству. Поэтому самосознание современной им эпохи рассматривалось как истинное историческое сознание.

Первоначальные либерально-просветительские представления о неисчерпаемых возможностях просвещения были связаны с идеалом независимой и разумной личности. Эпоха Просвещения породила культ "автономного человека", способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия. Рационализм и критицизм объявлялись универсальной характеристикой человека.

Пафос разума, знания и основанного на них прогресса выразился в философии Просвещения наиболее полно и отчетливо. Вневременная, внеисторически понятая, всегда тождественная себе "разумность" в противоположность "заблуждениям", "страстям", "таинствам" рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования общества. Прогресс осмысливался ими как результат распространения истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пронизывая его светом разумности.

Высоко оценивая разум отдельной личности, идеологи Просвещения видели причину рационального поведения индивида, его разумности в "человеческой природе". Но эти антропологические посылки не получили у мыслителей XVIII в. сколько-нибудь последовательного разъяснения. Разумность как критерий всеобщей связи между людьми не обосновывалась, а постулировалась.

Разумеется, просветители уделяли значительное внимание человеческой субъективности, т.е. таким компонентам внутреннего мира личности, как разум, чувства, воля. Однако особый акцент они делали именно на разуме, который будто бы обеспечивает относительную целостность личности, отвращая ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволяло мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности.

С одной стороны, уже в середине XVIII в. Ж.Ж.Руссо секуляризировал таинство покаяния, т.е. исповедь, которая одушевлена раскаянием перед Богом за совершенные грехи. Руссо истолковал покаяние как акт человеческого поведения, совершаемого не для Бога, а для самого себя. Желание получить признание и прощение у своих собратьев устраняло религиозное чувство оправдания, избавления от грехов милостью Божией. Рождалось совсем иное переживание, сопряженное с поиском понимания у другого человека. Так в европейской литературе возникают письма, исповеди, дневники, автобиографии, которые требовали от их автора и от того, к кому они обращены, чтобы те были индивидуальностями, способными понять мир человеческих признаний, откровений.

Именно с периода ранних буржуазных революций в европейской философии началось неслыханное возвышение личности. Глубинный смысл Французской революции 1789 г. в том, что она утвердила великие принципы свободомыслия, которые вошли в плоть и кровь мировой культуры. Она интегрировала в себе плоды Реформации и Просвещения, которые подготовили глубокие интеллектуальные и нравственные повороты в истории.

Блестящая плеяда выдающихся мыслителей (Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций) с присущим им блеском показывали, что старый порядок, пронизанный аморализмом и лицемерием, знаменующий вырождение правящих элит, отягощенный мертвящим догматизмом и схоластикой, противостоит разуму, находится в конфликте с самой природой человека, его стремление к гармоническому обществу, свободному от сословного неравенства и монархического произвола, обществу, в котором частный интерес каждого совпадал бы с общечеловеческими интересами.

34. Образование и становление Запорожской Сечи было следствием возникновения и развития всего украинского казачества. Созданная в первой половине 16 в. запорожскими казаками, которые были авангардом украинского казачества. Запорожская Сечь из военного центра развилась в своеобразное государственное образование - казацкую христианскую православную демократическую республику. Она имела демократическое социально-политическое устройство, особую военную организацию, своеобразный жизненный уклад, быт и обычаи.

Начало Запорожской Сечи положила казацкая крепость, возведенная в 50-х гг. 16в. на острове Малая Хортица украинским православным князем Дмитрием Вишневецким. Собрав казаков на Хортице, он защищал Украину от турецко-татарских нападений. Казацкая Сечь была настоящей крепостью: вокруг неё казаки выкапывали глубокие рвы, насыпали высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Там стояли пушки, постоянно дежурили вооружённые казаки. Посредине Сечи находилась просторная площадь. На площади происходили казацкие войсковые рады, на которых решались все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища - курени, построенные из деревянных колод либо плетённые из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня, церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.

Запорожская Сечь имела своеобразную государственную, общественную и военно-административную организацию, впитавшую в себя традиции минувших времён. На общих войсковых радах казаки ежегодно избирали старшину: кошевого атамана, которому принадлежала высшая власть в Сечи, писаря (вёл канцелярию), есаулов (управляли войском), обозного (командовал артиллерией), судью (занимался судопроизводством). Старшине вручались знаки власти - клейноды (хоругвь, бунчук, булава, перначи, чернильница, печать, духовые трубы, литавры и т. п.).

По версии Д. И. Яворницкого приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнения следующих условий:

он должен был быть вольным и неженатым (определение "вольный" подразумевало, что прибывший мог быть дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком);

должен был хорошо говорить малорусской (украинской) речью (если прибывший был не украинцем, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать по-украински);

должен был присягнуть на верность русскому царю (поклявшись в церкви, что будет верно и до конца жизни служить государю);

должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или лютеранином, то должен был принять православие, если - иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);

должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь - изучить войсковые порядки, выучиться "сечевому рыцарству", и только после этого записываться в "испытанные товарищи", что могло произойти не раньше, чем через семь лет).

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.

В войсковом отношении Запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении - сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной организационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие "рота".

Духовная жизнь. Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства были свободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры - характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: "В Бога веруешь?" Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей.