Смекни!
smekni.com

Культура современных Индии и Китая (стр. 2 из 3)

Индийские женщины не носят головных уборов, они покрывают голову свободным концом сари. Мужчины же в сельской местности носят тюрбаны. У племен Индии свои весьма разнообразные одежды, украшенные, как правило, бисером и перьями.

Индианки рисуют в центре лба «точку». Она называется по-разному – тика, тилак или же бинди и наносится обычно красной краской, что символизирует цвет крови – источника жизни и энергии человека. Тика напоминает о «третьем глазе» бога Шивы – средоточии его мысли, интуиции и знания. Она имеет, таким образом, полурелигиозное значение, и по торжественным случаям и праздникам её рисуют также мужчинам.

Ещё до нашей эры Индия прославилась во всем мире своими ремеслами. Традиции в Индии живучи. Сейчас большинство ремесел остались почти такими же, как и тысячу лет назад. Важное место среди традиционных индийских ремесел занимает изготовление шелковых и шерстяных ковров. Для украшения текстильных изделий широко используется многоцветная вышивка. В Пенджабе и Харьяне ни одна свадьба или рождение ребенка не обходится без покрывала фуркари с вышивкой яркими шелковыми нитками на темной плотной материи – нередко с использованием драгоценных камней. Еще богаче выглядят работы мастеров в манере зардози – золотое, серебряное и шелковое шитье по бархатному полю. Широко известны индийские мастера-ювелиры. Они опираются на давние традиции. Древние скульптуры, картины, фрески изображают красавиц былых веков в изящных украшениях всех цветов и оттенков. В Южной Индии делают необычайно изящные статуэтки из бронзы и слоновой кости. Карнатака славится яркой лавкой росписью по дереву – нирмал и декоративными изделиями из черного металла с серебряной насечкой.

Традиционный Индийский календарь насчитывает 12 месяцев, которые, однако, не совпадают с месяцами григорианского календаря. Каждая религиозная община Индии имеет свои праздники, главные из которых являются общеиндийскими выходными. Дни проведения большинства праздников определяются по лунному календарю, и поэтому их даты не совпадают по годам.

В январе на Юге Индии – прежде всего в Андхра-Прадеш и Тамиланде – проводится фестиваль Понгал – праздник урожая, знаменующий смену времен года. В феврале – марте отмечается холи – один из наиболее ярких индийских праздников. Он приветствует приход весны – люди обливают друг друга подкрашенной водой и осыпают цветными порошками. В марте – апреле празднуют Махавир-джаянти – день рождения основателя ждайнизма Махавира, Раманавами – день рождения Рамы, одного из воплощений бога Вишну, и пасху. На май – июнь приходится Будда – пурнима, посвященный одновременно дню рождения Будды и дням его «просвятления» и достижения нирваны. В августе – сентябре отмечается день рождения Кришны – весьма радостно, в полном соответствии с его собственным жизнелюбивым нравом. На сентябрь – октябрь приходится продолжающийся десять дней фестиваль Дассера. Он посвящен победе Рамы над предводителем демонов Раваной, и его кульминацией служит повсеместное сожжение огромных чучел Раваны и его сообщников. Праздник сопровождается представлениями Рамаяны и фейерверками. Октябрь – ноябрь – время дивали. Первоначально этот праздник был чем-то вроде благодарственной молитвы богам за урожай перед наступлением зимы. На Севере Индии в каждом доме зажигают масляные лампы из глины, чтобы приветствовать Раму и его супркгу Ситу. Из всех индийских праздников дивали – самый популярный. В ноябре отмечаются Говардхна-пуджа – день поклонения коровам и Нанак-джаянти – день рождения основателя сикхизма гуру Нанака. 25 декабря празднуется рождество. Главные мусульманские праздники проводятся в разное время в зависимости от года. Из них основными, объявленными общевыходными днями в Индии, являются Ид-уль-фитр, означающий окончание ежегодного тридцатидневного мусульманского поста рамадана, Ид-уль-зухар, Мухаррам.

Развитие литературы в Индии целиком и полностью отражает развитие самого индийского общества. Литература насчитывает 3,5 тыс. лет. Самыми ранними произведениями являются веды, сборники гимнов и ритуальных песнопений индоариев. Величайший памятник – эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна.

В это время развиваются и совершенствуются различные литературные языки. Традиционная для литературы Индии религиозно-мифологическая тематика, все более уступает место тематике светской. Национальные литературы Индии в своем развитии и смене различных художественных методов достигает значительных успехов в поэзии и прозе. Именно в этод период происходит становление основных жанров индийской прозы.

Визитная карточка страны – Тадж Махал, одно из 7 чудес света. Мавзолей построен в 17 в. В Агре по приказу императора Шах Джахана. Большой известностью пользуются пещерные храмы Аджанты, Эллонты и Элефанты. Храмовые комплексы Кхаджурахо и Махабалипурама, храмы Джаганнатха и Сурьи, а так же дворец ветров в Джайпуре, дворец низама Хайдарабада, музеи-крепости Амера, Гвалиора, Удайпура и Красный форт в Дели. Достойным примером современной архитектуры служит город Чандигарх, построенныи по проекту Корбюзье. Ведущие индийские архитекторы Ч.Корреа и Б.Дали. Современная живопись представляет синтез традиционных индийских и европейских школ.

Художественная культура этого периода имеет свои особенности. Архитектура теряет свою былую величественность и пропорциональность форм. Несмотря на строительство целого ряда новых городов, лишь отдельные архитектурные сооружения могут рассматриваться как достижения индийского зодчества. В последнее время в городской архитектуре все больше ощущается европейское влияние, что приводит к архитектурной электике, в которой ложный классицизм и ложная готика уродливо сочетаются с отдельными элементами индийской архитектуры.

Как огромную потерю в индийской культуре можно рассматривать исчезновение искусства пластики. Богатая традициями, высокохудожественная по содержанию и мастерству исполнения, индийская культура не только не развивается, но подвергается активному разрушению.

Культура современного Китая

Что касается культуры Китая, то она просто неповторима, сказочно красива и очаровательна. Культура Китая – душа китайца. Культурная жизнь китайцев несет в себе только положительные эмоции и хорошую энергию. Оптимизм жителей Поднебесной позволяет им проще воспринимать этот сложный и непредсказуемый мир.

Многочисленные народы, населяющие Китай, имеют свою историю, своеобразный быт и культуру. Современные города Китая становятся все более похожими на европейские, однако в сельской местности ещё осталось немало своеобразного, унаследованного от давних времен. Например, жилище китайского крестьянина в Северо-Восточном Китае представляет собой каркасно-столбовую постройку «мацзяцза» небольшого размера, с входом и окнами в фасадной стене, всегда обращенными на юг. На север выходит глухая стена, защищающая здание от холодных ветров. В таких домах еще не так давно жило большинство крестьян. При строительстве почти повсеместно широко применяется глина. Современное жилище – это, как правило, трехкомнатная постройка с входом посередине, через кухню, которая соединяет два жилых помещения, расположенных с западной и восточной сторон дома. Для дома Китайского крестьянина обязательна традиционная конструкция, бесстропильное покрытие, земляной пол, входная дверь и окна на длинной фасадной стороне, обращенных на юг.

От маньчжур северные китайцы восприняли канн – лежанку, обогреваемую теплом от кухонной печи. В основание канна встроены на разных уровнях параллельные горизонтальные дымовые каналы, по которым горячий воздух, нагревая канн, выходит через лежащий наружный дымоход в массивную трубу, отстоящую от жилища на один, два метра. На канне члены семьи проводят значительную часть времени – спят, едят, работают, отдыхают. Здесь же играют маленькие дети. Канн обычно застилается циновками, сплетенными из тростника. Для сна раскладываются в один ряд ватные матрацы, обшитые яркой одноцветной тканью. Укрываются одним широким стеганым одеялом. Перед сном все члены семьи залезают под одеяло со стороны изголовья (как в спальный мешок) обязательно головой к проходу, положив под голову узкие четырехугольные, валикообразные подголовники, туго набитые рисовой или пшеничной шелухой. На эти подголовники натягивают белую наволочку, а боковинки остаются открытыми, демонстрируя красивую и затейливую вышивку. В жаркое время многие китайцы спят прямо под открытым небом.

Несмотря на разрушительные действия времени, войны и смен идеологии, архитектура в Китае сохранилась на хорошем уровне. Следы прошлого хранятся в имперских зданиях Пекина, колониальных районах Шанхая, в храмах Будды, Конфуция и таосистов.

Несмотря на все разрушения, вызванные временем, войнами и идеологической борьбой, в Китае осталось много архитектурных памятников. Следы прошлого сохранились в императорских постройках Пекина, колониальных зданиях Шанхая, в случайных деревушках и в буддистских, конфуцианских и тайских храмах. Гончарное дело в Китае тоже относится к древнейшим видам искусства, стоит сказать, что первое в мире производство фарфора было начато китайцами в 6 веке нашей эры, достигнув своего расцвета во время правления Династии Сянь.

Свадебные обряды в Китае всюду разные, но очень оригинальные. Так, в провинции Сычуань во время свадьбы к новобрачному из села невесты и от жениха в село невесты направляются в лучших своих нарядах с подарками мужчины и женщины, юноши и девушки. Свадьба продолжается день и ночь в течение 3-5 суток. Обряд состоит из встречи, песенной переклички, обряжения, умывания, плача, проводов, уговоров, смотрин, возвращения к родителям, возвращения в мужний дом.

Кончина любого человека в Китае не считается глубоким горем. По народным поверьям, смерть не прерывает связи души покойного с его родственниками. Душа и в загробном мире продолжает участвовать в хозяйственной и обрядовой жизни семьи, помогает от защиты злых духов, ходатайствует за всех членов семьи перед Властителем Неба. Траурный цвет в Китае – белый. Белый гроб выносят на третий день после кончины через белые ворота люди, одетые в белые, холщовые одежды. Траур по родителям продолжается 25 месяцев, по другим родственникам – от 12 до 13 месяцев. В дни траура и поминок считается неприличным посещать кино, театры, устраивать свадьбы, приниматься за какое-нибудь новое дело.