Смекни!
smekni.com

Истоки и история развития Паблик Рилейшнз 2 (стр. 1 из 8)

ИСТОКИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ

Первоистоки

Трудно сказать, к каким временам восходит зарождение ремесла паблик рилейшнз. Наверное, никто не сможет пояснить, кто является его основателем, в какой стране оно впервые возникло. И это не уди­вительно, ведь паблик рилейшнз строятся на усилиях не только убе­ждать людей, но и влиять на их поведение. Поэтому можно предпо­ложить, что попытки установить связи с общественностью так же древни, как и сама цивилизация. Чтобы жить в обществе, людям не­обходимо было поддерживать определенный минимум согласия, и это согласие, как правило, достигалось путем межличностной и групповой коммуникации. Но, как известно, достижение согласия требует не одних лишь актов обмена информацией, но и наличия та­кого важного фактора, как умение убеждать, влиять. Фактор убеж­дения и сегодня остается движущей силой паблик рилейшнз. Чтобы убедить других, современные практики данной сферы нередко поль­зуются тактикой, к которой тысячелетиями прибегали государствен­ные и политические деятели.

Памятники, разнообразные формы монументального искусства древнего мира являются свидетельствами первых попыток влиять на людей. Пирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись и древние памятники письменности — все это примеры увековечивания и обо­жествления правителей, сила которых покоилась на религиозных убеждениях. Древние искусство и литература тоже прославляли ге­роические деяния полководцев и вождей, преподнося их публике как богов или подобных богам. Речи вождей или тех, кто стремился к ним принадлежать, не случайно были исполнены высокого красно­речия, ведь готовились они с применением риторики (ораторского искусства) как одного из основных средств убеждения.

Выдающийся мыслитель античности Аристотель (384—322 гг. до н.э.) считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добь-

ешься ее благосклонности или же симпатии к себе. В известном трактате «Риторика» — первой научной разработке проблем оратор­ского искусства — он вводит понятие этоса, под которым подразу­мевалось отношение публики к оратору как важнейшая предпосылка успеха его речи.

Другой выдающийся представитель античности, государственный и политический деятель Древнего Рима, блестящий оратор Цицерон (106—43 гг. до н.э.) в своих трудах по риторике особое значение уде­лял изучению психологии, интересов, вкусов публики. По его мнению, задача оратора—эстетически тешить публику, влиять на волю и по­ведение , умегь подвигнуть их к активной деятельности.

Уже в Древней Греции мыслители стали много писать о внима­нии к желаниям публики, что свидетельствует о том значении, кото­рое они придавали общественному мнению, хотя сам этот термин и не употреблялся. Ряд идей и выводов, существенно напоминающих современное толкование общественного мнения, можно встретить в политической лексике Древнего Рима. Именно римлянам принадле­жит крылатое выражение «vox populi — vox dei» (глас народа — глас божий).

Рассмотрение ранних форм и методов ремесла связей с общественностью, влияния на людей, убеждения их поможет нам глубже понять современное состояние паблик рилейшнз, путь, пройденный ими в своем развитии. Исторический анализ свидетельствует, что паблик рилейшнз вобрали в себя разнообразные виды техники и раз­личные технологии влияния, убеждения, доказавшие свою эффек­тивность на протяжении многих веков. Помимо риторики, можно со­слаться на использование символики, разного рода лозунгов.

История человечества доказывает, что инструментарий влияния на общественность широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, организации поддержки политических партий, распространении религиозных верований, продви­жении товаров на рынок, сборе средств, популяризации событий и людей. И действительно, многое из того, чем пользуется современное общество в сфере паблик рилейшнз, не ново. Пиэрмены ныне оттачивают свое мастерство, обращаясь к историческому опыту, накоп­ленному предшественниками.

В Древней Греции превыше всего ценилось умение общаться, вести споры, убеждать собеседника. Лучшие ораторы, как правило, были наиболее вероятными кандидатами в лидеры. Для достижения еще большего признания политические деятели Греции нередко об­ращались к софистом (специалистам по обучению мудрости и крас­норечию) с просьбой помочь им в словесных баталиях. Софисты за­частую и сами собирались перед публикой в амфитеатрах в опреде­ленные дни и прославляли, превозносили достоинства тех или иных кандидатов, претендовавших на высокие политические посты. Веро­ятно, уже со времен софистов практика влияния, убеждения была связана с умением вести дебаты и соблюдать правила этики. Более того, это были уже первые попытки того, что мы ныне называем лоб­бированием — стремления повлиять на -законодателей с помощью эффективного использования методов и приемов коммуникации, убеждения логикой суждений.

Искусство публичного диалога в его словесной форме связывают с именем древнегреческого философа и воспитателя Сократа. Именно он и его ученики разработали комплекс основ диалогической формы обсуждения определенного предмета и поиска истины, заложив фун­дамент функциональной эффективности демократического диалога Среди таких основ признание уникальности каждого из партнеров и их принципиального равенства друг перед другом; возможные рас­хождения и оригинальность точек зрения; ориентация каждой из сто­рон на понимание и активную интерпретацию своего мнения другой стороной; взаимообогащение позиций участников диалога. Заслужи­вают внимания и представления древних мыслителей о социальном управлении как своеобразном равноправном диалоге. Например, Аристотель и Платон считали, что средства управления людьми должны быть не только уместными, но и широко известными как тем, кто управляет, так и тем, кем управляют. В дальнейшем мы уви­дим, что эти принципы в той или иной степени применяются в со­временной практике паблик рилейшнз.

Выдающимися мастерами техники влияния на массы были рим­ляне, в частности Юлий Цезарь. Всякий раз перед военными битвами он добивался народной поддержки с помощью распространения спе­циально подобранных обращений и проведения театрализованных представлений. Не случайно во время первой мировой войны известный Комитет общественной информации США (Комитет Криля) обратился к опыту Юлия Цезаря, чтобы пробудить патриотизм аме­риканцев и добиться поддержки политики президента США Вильсо­на Можно сказать, что способы ведения психологической войны, ко­торые особенно широко стали использоваться в XX веке, были раз­работаны еще во времена Древнего Рима

Элементы психологической войны встречаем и в другие историче­ские времена В 1095 году папа Урбан II, прилагая огромные усилия для подготовки войны против мусульманского халифата, разослал послание по своей информационной сети — через кардиналов, архи­епископов, епископов и священников, — в котором участие в этой священной войне провозглашалось служением божьим, заслужи­вающим отпущения всех грехов. Папа римский предоставлял хри­стианам того времени единственный в их жизни шанс посетить свя­щенные места Он также обещал всем, кто примет участие в крестовом походе, не только отпущение грехов, но и сокровища «врагов ве­ры» с богатого Востока Он подчеркивал: «Живущие в горе и бедно­сти, там будут в радости и богатстве». Использованный тут прием психологическою воздействия не мог остаться незамеченным совре­менными пиэрмснами.

Ремесло, практика и тактика связей с общественностью на всем протяжении истории цивилизации в значительной мере определялись развитием средств коммуникации и распространения информации, техническими возможностями общества Понятно, что возможности эти не идут ни в какое сравнение с XX веком, когда паблик рилейшнз все более стали полагаться на электронные средства коммуникации -телеграф, телефон, факсимильную связь, телексы, спутниковую связь, кино, радио и телевидение, а теперь еще и компьютерные сети. Безусловно, тактика и методика современных паблик рилейшнз вошли в арсенал пиэрмснов не вчера Еще до наступления времен индустриального общества и расцвета промышленной революции человечество обогатила эпоха Возрождения, на авансцену истории вышла Реформация, был открыт Новый Свет. Эти события историче­ского значения расширили горизонты человечества, позволив ему по-новому оценить себя и окружающий мир.

Период доиндустриального общества также отмечен ростками эпохи становления средств массовой информации: в 1438 году Ио­ганн Гутенберг основал типо1рафию и разработал новую технологию типографского процесса на основе печатных форм с использованием отдельных подвижных литер. Это открытие оказало глубочайшее влияние на развитие человеческой культуры. Оно наконец-то воору­жило сферу связей с общественностью возможностями печатать кни­ги, массовыми тиражами издавать газеты, распространять любую печатную продукцию. Подобные носители информации, безусловно, существовали и до этого, однако никогда ранее они не печатались так быстро, не распространялись столь масштабно и не влияли в одно и то же время и одним и тем же информационным содержанием на столь огромную аудиторию.

Зарождение основ профессии паблик рилейшнз в Америке

Глубоко разобраться в сути современной системы связей с обще­ственностью, понять ее принципы и социальные функции практиче­ски невозможно, не совершив экскурса в историю становления паб­лик рилейшш на американском континенте, не изучив опыта, накоп­ленного обществом, с самого начала стремившегося сбросить оковы сословных и политических традиций Старого Света Основы профес­сии паблик рилейшнз зарождались тут одновременно с борьбой аме­риканских патриотов за независимость и установлением республи­канских демократических форм правления в отличие от европейских, монархических.