Смекни!
smekni.com

Серебряный век русской культуры 5 (стр. 1 из 2)

Серебряный век русской культуры

Конец XIX — начало XX вв. — это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других на­правлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век русской куль­туры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведе­нии. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм» — раз­новидность религиозно-философского учения, в частности, философия Вл. Соловьева.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие ху­дожники объявили культ творчества, себя же — предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объе­динения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, ак­меизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художе­ственно-эстетического направления XX в.

Поэзия. Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866— 1941).Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием — мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гро­тескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, А. Белый.

К. Бальмонт (1867—1942) был одним из лидеров литературы символизма. Он стал популярным после выхода в свет стихотворных сборников «Горящие здания», «Будем как солнце», «Песни мстителя». Затем он отошел от ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и перешел в число худож­ников, считавших себя рожденными «для звуков сладких и мотивов». Для по­эзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторжен­ное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранни­чества:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

и пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин поэт.

В среде символистов начался также твор­ческий путь А.А. Блока (1880-1921). Ран­нюю поэзию Блока определяли оторван­ность от реальной действительности, ана­лиз личных душевных переживаний, мис­тические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик — символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соло­вьева.

Однако А. Блок отошел от символизма уже в 1906 г., сочинив драму «Балаганчик» В дальнейшем в творчестве поэта усили­лись социальные тенденции, связанные с революцией 1905—1907 гг. Им была осознана трагедия современного человека, ос­мыслен «страшный мир» буржуазные от­ношений, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции, в которой гуманистический пафос, историзм мышления автора сочетались с оптимистичностью формы.

Лирика Блока — великое достояние русской национальной культуры.

Одним из инициаторов и организаторов символизма и России был В.Я. Брюсов (1873—1924), хотя его творчество вышло за рамки этого направле­ния. Он писал:

Где нет... тайности в чувстве, — нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.

Им было выпущено 16 сборников стихов, но уже в пятом из них — «Граду и миру» запечатлена жизнь города, а в мощных и четких строфах предваряется Маяковский. Все последующие произведения Брюсова проводят тему созида­тельного труда. Творчество его исключительно разнообразно. Он поэт, ро­мантик, драматург, переводчик критик, теоретик литературы. Брюсов — автор исторических романов «Огненный ангел», «Алтарь победы».

По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».

На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), О. Мандельштам (1891-1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эсте­тизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.

Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Тол­стого с парохода современности» — таковы были декларации футуристов. Футуризм (от лат. futurum будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг. Для поэтов-футуристов В. Хлебникова (1885—1922), И. Северянина (1887—1941), П. Маяковского (1893—1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира.

Один из основоположников этого течения — В. Хлебников особенно был занят революцией в области русского языка. Он писал: «Найти, не разрывая крута корней, волшебный камень превращения всех славянских слов, одно в другое — свободно плавить славянские слова, — вот мое первое отношение к слову». Стремясь реализовать эту программу, он проводил эксперименты над словом, добиваясь «самоценности». Стихотворение «Заклятие словом» пост­роено на словообразовании из одного корня:

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики,

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Несмотря на то, что молодой В. Маяковский примыкал к футуристам, уже и его ранней лирике, в поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» ярко проявилась гуманистическая направленность, что не совпадали с принципами этого течения: предчувствия революционной ломки претворилось у поэта в художественном строе его стиха — необычном расположении строки «лесенкой», в атакующей, поступательной, «взрывной» рифме.

Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX в. творили поэты, творчество которых нельзя причислить ни к одному из течений декадентства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

М. Цветаева (1892- 1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине, а также мыслью о несовместимости поэта с окружающим миром. Эти мотивы — в сатирической поэме «Крысолов» (1925), книге «После России» (1929). В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму. Перу Цветаевой кроме лирической прозы принадлежи эссе о А. Пушкине, А. Белом, Б. Пастернаке и др.

В лучших произведениях М. Волошина (1877—1932) — чувство любви к при­роде как к космическому целому, трагическое переживание исторических су­деб России (поэма «Россия»). Декадентское влияние ощутимо в сборниках «Иверни», «Демоны глухонемые». Поэт получил известность как художник-акварелист.

Н. Клюев (1887—1937) был поэтом — певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика. В начале иска опубликованы сборники «Сосен перезвон», «Песнослов» (две книги), «Изба и поле».

Живопись. Сложные общественные процессы конца XIX — начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гар­монии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чув­ства прекрасного в человеке.

B этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Вру­бель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.Л. Серова — это портрет Иды Рубин­штейн. У М.А. Врубеля (1856—1910) — это мучительный поиск стиля и наци­ональной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветово­му постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», « Царевна-Лебедь» и др.).

В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (1892— 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, ху­дожники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Сре­ди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля. А. Бенуа, К. Коровин, М. Несте­ров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества.

В 1910 г. московские художники объедини­лись в группу «Бубновый валет», в которую вошли П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Машков, Р. Фальк и др. Худож­ники «Бубнового валета» отрицали академичес­кое и реалистическое искусство, для их творче­ства были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.

Театр. Балет. Серебряный век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кри­зис, проявившийся в том, что репертуар теат­ров в большинстве своем носил развлекатель­ный характер, он не затрагивал насущных про­блем жизни, игра актеров не отличалась бо­гатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-об­щедоступный театр (с 1903 г. Московский Худо­жественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858—1943), новаторы театрального искусства.

Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы — так были определены задачи нового
театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократичес­кой сущностью.