Смекни!
smekni.com

Содержание и последовательность обучения базовой технике дзюдо (стр. 4 из 8)

Ударные приемы на чемпионатах мира

( в скобках чистые победы ). Рис.1.

Название приемов Всего Чемпионаты мира
1976 1977 1978
Броски ногами Подхват Отхват Зацеп изнутри Подсечка изнутри Зацеп снаружи Передняя подсечка Боковая подсечка Задняя подсечка
Подсечка в колено
Зацеп одноименной ноги Боковая подсечка под две ноги Подсечка Подножка с падением Всего
Броски руками
Через спину
Передняя подножка
Через плечо
Выведение из равновесия Передний подворот
Мельница
Всего Броски бедром Подхват бедром
Всего
76 71 43 25 18 11 8 13 4 3 2 1 1 276 91 43 16 12 8 4 174 35 62 27 (12) 13 (8) 15 (1) 9 (2) 6 5 (1) 1 (1) 5 (2) - - - - - 83 19 (9) 16 (7) 8 (4) 3 (1) 4 (3) - 45 8 (7) 14 30 (20) 30 (17) 20 (5) 10 (2) 6 (2) 5 (1) 4 (2) 2 2 (1) 1 (1) 2 (1) 1 (1) 1 (1) 114 37 (13) 15 (6) 3 5 1 - 68 10 (8) 24 19 (8) 28 (15) 8 (1) 6 (1) 6 (5) 1 (1) 3 6 (1) 1 (1) 1 - - - 79 35 (18) 12 (5) 5 (3) 4 (1) 3( 2) 2 (1) 61 14 (13) 17

Примечание. Автором использован анализ 926 схваток 727 дзюдоистов из 61 страны.

Если быть точным, следует отметить, что классификации в нашем понимании этого слова у японцев по существу не имеется. Они просто выделяют определенные группы приемов, объединяя некоторые из них в более крупные отделы.

Технический арсенал дзюдо делится на две основные части : «наге-ваза» –техника борьбы стоя, под которой подразумевается исполнение бросков, и «катами –ваза» -техника борьбы лежа. Особняком стоят специальные разделы, посвященные различным видам :стоек (шисеи), захватов за кимоно партнера (куми-ката), дистанций в борьбе (маай), способов выведения противника из равновесия (кузуши), при падении (укеми). С логической точки зрения все они, вероятно, должны были быть объединены с техникой бросков «наге-ваза» в единый комплекс борьбы стоя.

Техника проведения бросков (наге-ваза) разделяется на две группы в зависимости от того, остается ли сам бросающих на ногах, или для проведения броска тоже опускается на татами. Первая из них именуется «тачи-ваза», вторая –«сутеми-ваза». В свою очередь, броски, при которых бросающий сам остается стоять, подразделяются на броски, исполняемые движением ног –«аши-ваза», движением рук –«те-ваза» и с помощью бедра –«коши-ваза» или плеч –«ката-ваза».

«Сутеми» на японском языке означает «жертва». Такой жертвой в данном случае названо падение самого бросающего, за счет которого осуществляется бросок (таким образом, значение слова жертва здесь близко тому смыслу, какой ему придается в шахматах).

«Сутеми –ваза» - броски с собственным падением –подразделяются на два вида : с падением на бок и на спину. Описание любого броска в руководствах по дзюдо содержит три стадии : «кузуши»-выведение из равновесия, «цикури» –подготовка, подход к броску и «каке» –его непосредственное исполнение. В таких описаниях приняты термины «тори»- дзюдоист, проводящий прием, и «уке»- дзюдоист, на котором прием производится. Что же касается приемов, применяемых в борьбе лежа (катами-ваза), то их составляют удержания (осаекоми-ваза), удушающие захваты (шиме-ваза), болевые приемы (квансетсу-ваза).

I.3. Этап базовой технико-тактической подготовки спортсменов.

Как мы уже отмечали, основной целью этапа базовой подготовки в общей структуре многолетней базовой подготовки является формирование у спортсменов богатого арсенала двигательных умений и навыков, освоение технических приемов, составляющих основу избранного вида спорта. Данное положение подчеркнулось целым рядом авторов. Важно также отметить, что при управлении технико-тактической подготовкой на этом этапе особое значение имеет целевая направленность к высшему спортивному мастерству.

Исследования О.П.Юшкова (1982) показали, что ведущие советские тренеры в вольной борьбе уже на первом году обучения предлагают для изучения практически весь взрослый арсенал борьбы (53). В этом видится одно из важных условий, определяющих последовательность изучаемого материала на каждом этапе подготовки спортсменов, которое заключается в наличии связей между намеченным видом деятельности и этапами подготовки к ней.

В соответствии с разработками Г.С.Туманяна и Я.К.Коблева (1985) в многолетней технико-тактической подготовке дзюдоистов целесообразно выделить четыре этапа :

1. формирование основ ведения единоборства;

2. формирование базовой техники;

3. формирование комбинированного стиля;

4. индивидуальная подготовка (44).

Первые два этапа закладывают фундамент будущего технико-тактического мастерства. Думается, именно в них скрыты основные резервы улучшения технико-тактической подготовки дзюдоистов. Это можно подтвердить мнением ведущих тренеров. Так, тренер французских дзюдоистов Пьер Гишар еще в 1981 году, отмечая успехи советской борьбы дзюдо, подчеркивал, что она в основном акцентирована на физической подготовке, а с технической подготовкой дело обстоит несколько слабее . Главный тренер сборной России В.Н.Каплин, подводя итоги Чемпионата Европы 1997 года, указывал, что отставание в технике российских дзюдоистов пока ликвидировать не сумели, для этого нужно время, чтобы перестроить обучение юных борцов на местах (12). Такое высказывание тренера не случайно, так как недоработки в технико-тактической подготовке у юных борцов являются, как правило, невосполнимыми.

Ограниченный арсенал и низкую результативность выполнения приемов у юных дзюдоистов в условиях соревнований отмечают Ю.М.Захарьев (1982), Ю.Г.Коджаспиров (1982), И.Д.Свищев (1999). Авторы справедливо считают, что это является результатом имеющихся недостатков на начальном этапе технико-тактической подготовки и происходит, как правило, из-за того, что существует ориентация на изучение узкого круга приемов. Последнее, в свою очередь, приводит к быстрому успеху, но отрицательно сказывается на качестве подготовки борцов, а также может стать тормозом в дальнейшем техническом совершенствовании (17,36).

Исходя из сказанного, задача технической подготовки заключается в приспособительной вариативности двигательных навыков. Как известно, в борьбе при освоении технических действий основная проблема заключается в обеспечении при этом широкого диапазона вариативности двигательных навыков. Таким образом, на этапе базовой подготовки обучение должно строиться так, чтобы соблюдалось оптимальное соотношение между факторами, приводящими к закреплению двигательных навыков и факторами, увеличивающими их целесообразную изменчивость.

Если рассматривать в данном аспекте обучение на этапе базовой технико-тактической подготовки, то техника выполнения изучаемых движений для всех борцов стандартна. В тоже время каждый спортсмен обладает индивидуальными особенностями (рост, вес, сила, быстрота и т.д.). отсюда возникает вопрос : как должна формироваться и преломляться базовая техника в зависимости от индивидуальности обучающегося?

Начальная базовая подготовка борца, начиная с изучения основ ведения единоборства до освоения сложных технико-тактических действий, должна быть направлена на формирование «коронного приема». «Коронный» прием, -это в совершенстве отработанное и ставшее автоматическим техническое действие, для проведения которого используется сочетание физических и морально-волевых качеств борца (5).

Рождение «коронного» приема обусловлено сложной взаимосвязью между физическими, морфологическими и техническими особенностями спортсмена, с одной стороны, и технической структурой приемов и методикой обучения этим приемам –с другой, то есть, связью между внутренними и внешними факторами.

На практике этот процесс происходит поэтапно. Каждый этап освоения базовой техники соответствует уровню технической подготовленности борцов. По мере овладения базовыми технико-тактическими действиями в процессе многократных повторений в вариативных условиях на основе индивидуальных особенностей у юных борцов вырабатывается определенный излюбленный прием, который чаще используется в соревновательных схватках.

Индивидуальная техника, измененная в зависимости от особенностей спортсмена, не должна искажать основу двигательного стиля. Для формирования своего спортивного стиля борец должен на высоком уровне овладеть стандартной техникой. Рассматривая систему начального обучения с этой точки зрения, нетрудно заметить, что система подготовки дзюдоистов имеет серьезный изъян. Становление стандартной техники за рубежом достигается с помощью «ката». Эти технические действия формируют точное артистическое выполнение движений ногами, руками, телом. Принятая же в Российской школе дзюдо система обучения, основанная на формировании сразу целостной индивидуальной (зачастую неправильной) техники, не совершенна, до сих пор недостаточно разработана последовательность обучения базовой технике дзюдо.

Изучение специальной литературы и анализ практической работы тренеров выявили, что существующая методика начального обучения в дзюдо часто не учитывает возрастных особенностей юных борцов, во многом повторяет методику обучения взрослых спортсменов.

Направленность занятий с юными борцами должны определять анатомо-физиологические особенности спортсменов на разных этапах многолетней подготовки.