Смекни!
smekni.com

Батик 2 (стр. 5 из 6)

Суйбокуга (Suibokuga) - живопись тушью, китайский стиль, заимствованный японскими художниками в XIV в. Это искусство импровизации, другое название - суми-э. Искусство возникло в Китае около 6000 лет назад, каллиграфия дала развитие живописи. Живопись тушью является художественной формой, которой свойственна высочайшая степень свободы

Укиё-э (Ukiyo-e) - картины "бренного мира". Особое направление в японской живописи, представленное цветной гравюрой на дереве. Формируется в 17 веке, в эпоху Токугава. Первоначально слово укиё обозначало одно из буддийских понятий и переводилось как "бренный и быстротекущий мир". В 17 веке оно уже стало обозначать современный суетный мир, мир любви и наслаждений. Слово "э" означает "картина, изображение". Поэтому название искусства "укиё-э" говорит о том, что оно отображает повседневную, современную жизнь периода Токугава. В процессе создания ксилографии принимали участие художник, резчик и печатник. Для многоцветных гравюр порой изготавливали свыше тридцати печатных форм. Пигменты наносили кистью или кончиком пальца. Картины печатались на японской мягкой, впитывающей влагу бумаге, а затем отшлифовывались при помощи бамбукового диска барэна. У японцев было несколько жанров гравюры укиё-э - бидзин-га ( изображение красавиц), якуся-э (портреты актёров театра), сюнга (эротические картинки), муся-э (изображения самураев), фукэй-га ( пейзаж) и катё-га — цветы и птицы.

Якуся-э - жанр японской гравюры направления укиё-э, отражающий жизнь актеров театра Кабуки. Возник в конце 17 века как оформление плаката, афиши, театральной программы. Ранние произведения якуся-э, выполненные в технике ксилографии с яркой подкраской оттисков, создавали героический образ актера — исполнителя остродраматических ролей, привлекали захватывающей стремительностью действия и роскошью театральных одежд. Затем появляются лирические сцены, портреты актеров в процессе работы, в артистической уборной.

.

.

Глава 4. Использование росписи ткани в оформлении интерьера.

Все мы испытываем желание сделать свою жизнь яркой и необычной, создать свой собственный мир, уютный и неповторимый, каждый стремится внести во внутреннее убранство своего дома какой-либо элемент прекрасного, будь то картина, витраж или какой-нибудь другой оригинальный предмет интерьера. Картины, выполненные в технике батика, подходят для этого не хуже чем написанные на холсте маслом, а иногда даже выигрышней подчеркивают интерьер, дополняют стиль и создают яркие элементы в интерьере, к которым приковывается взгляд.

Использование батика открывает новые возможности для дизайнеров интерьеров частных домов, квартир и офисов. Батик позволяет объединить в единый стиль, будь-то ампир, барокко, античный или модерн, все текстильные предметы интерьера, настенные панно, сиденья стульев, обивку мебели, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы.

Картины-батик превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции прекрасно подходят для оформления интерьера любых помещений.

Загадочная деталь восточного интерьера и функциональное дополнение к маленькой квартире — ширма. Само слово «ширма» переводится с немецкого как «щит», а история ширмы достойна восхищения…

Первые ширмы появились в Китае примерно в 7 веке н.э. и мгновенно стали популярными. Существовали как огромные ширмы, размещаемые в дворцовых залах, так и крошечные настольные. Китайские ширмы состояли обычно из 3 створок. Створки были бумажные, шелковые, из парчи. Были и лаковые ширмы с инкрустацией. Изготавливались они из лака и золотой фольги. Количество слоев лака доходило до 30!

Из Китая ширмы попали в Японию. Японцам они пришлись по душе – в их традиционно минималистском интерьере ширма стала вещью одновременно функциональной и декоративной. Ширмы расписывались знаменитыми художниками, для ширм слагались стихи. Более того, роспись на ширмах стала важной частью изобразительного искусства Японии. Японские ширмы состояли чаще всего из 2, 6 или 8 створок, делались из дерева и особо прочной бумаги «гампи». Сначала делалась роспись на бумаге, потом бумага укреплялась на деревянной раме.

Кстати, для того, чтобы оценить классическую японскую ширму, надо знать несколько секретов. Первое — японцы традиционно сидели на полу, и рисунок на это рассчитан. Второе — роспись лучше смотреть справа налево (так размещается сюжет). Третье — на другой стороне ширмы обычно располагается другой рисунок. И, наконец — японская ширма рассчитана на помещение с неярким рассеянным светом.

Ширма проникла и в Индию. Существуют удивительной красоты индийские резные ширмы из тика, а также ширмы из дворцов махараджей, украшенные драгоценными камнями. В Европу ширмы попадают в XVIII в., вместе с модой на все восточное. Сначала ширмы привозились из Китая, а потом возникли и европейские стилизации «под Китай». Очередной взлет моды на ширмы пришелся на эпоху модерна.

Сегодня ширма не редкость в интерьере. Она может быть функциональной (играть роль перегородки, отделяющей, например, рабочую зону кабинета от презентационной зоны, или обеденный стол на кухне от пространства, где готовится еда). Ширма позволяет легко обновлять интерьер

Глава 5. Технология выполнения батика.

5.1 Оборудование, инструменты.

Для занятий художественной росписью тканей необходи­мо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое ра­бочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и не­обходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола— 1 кв. м. На этот стол укладывает­ся деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящие из че­тырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стой­ким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. По­сле накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устой­чивой.

В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диамет­ром 6—8 мм с заостренными концами, поролоновые и рези­новые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуа­ром или без него.(Рис.3)

Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий.

Для росписи способом горячий батик следует запастись более сложными приспособлениями и инструментами. Пре­жде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в ко­тором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для нанесения резерва

необхо­дим набор различных инструментов. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки.

Для свободной росписи, кроме приспособлений и инстру­ментов, перечисленных в холодном батике, необходимо до­бавить круглые и плоские щетинные кисти.[7]

Для выполнения всех трех способов росписи ткань нака­лывается на крючки рамы (пялец), причем необходимо стро­го соблюдать взаимно перпендикулярное расположение ни­тей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон рамы.

После того как ткань наколота на крючки, стороны рамы раздвигаются до полного натяжения ткани и закрепляются винтами-барашками, чтобы во время работы натяжение тка­ни не ослабевало.[13]

5.2 Материал

При росписи тканей важное значение имеет ткацкое переплетение нитей ткани, ее толщина, пушистость и плотность. И хотя это больше всего влияет на подбор резерва для холодного батика, тем не менее, это важно и при работе в технике горячего батика, т.к. то, как растекается краска на ткани и как пропитывает горячий воск ткань, существенным образом зависят именно от вида ткацкого переплетения, особенно заметно это на различных видах шелка. Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком) являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Полотняное переплетение представляет собой, пожалуй, наиболее распространенное и наипростейшее переплетение шелковой ткани. Он имеет очень маленький раппорт. Изготовленные таким образом шелка имеют гладкую почти блестящую поверхность и с обеих сторон выглядят практически одинаково.

При саржевом же переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается через несколько нитей основы. В результате этого на поверхности шелка более или менее отчетливо видны «канавки» и «рубчики». Особым свойством атласного переплетения является то, что точки перекрещивания основы с утком не соприкасаются друг с другом и расположены на поверхности ткани относительно далеко друг от друга. Именно поэтому атласный шелк имеет всегда очень рыхлую и мягкую структуру. Благодаря тому, что уточные нити, как правило, находятся очень близко друг к другу, натуральный шелк приобретает теплый переливающийся блеск, которого не дает ни одна другая ткань.