Смекни!
smekni.com

Античная культура Греции (стр. 4 из 7)

Последователей у Пиррона было немало. Скептицизм сущест­вовал на протяжении всей истории европейской культуры. Но своим существованием он обязан не только философской традиции, но и не такой уж редкой жизненной позиции — скепсису. Крити­чески-недоверчивое отношение часто служит условием творчества и самостоятельности в суждениях, а сомнение — началом мышле­ния. Но, как и во всем, в скепсисе опасна крайность. В скепти­цизме как философском учении крайней формой является отрица­ние познаваемости мира (агностицизм). Что касается скепсиса, то он не обязывает человека заходить столь далеко в недоверии к зна­ниям, он скорее предостерегает от собственных заблуждений.

В стоицизме тоже нужно различать философское течение и жизненный принцип, которого кто-то может придерживаться. У известного отечественного писателя В.М. Шукшина был завет: «Укрепиться и терпеть». В философском стоицизме такой завет был лишь одним из пунктов особого мировоззрения, предполагав­шего изменение образа жизни стоика. Родоначальником стоицизма в античности был Зенон из Китиона, который ок. 300 г. до н.э. основал школу в Афинах. На него сильное впечатление произвело чтение жизнеописаний Сократа. Одно время Зенон был учеником Кратета. Он разрабатывал учение о мире как едином организме и о человеческой природе, которая сама по себе добродетельна. Отсюда он делал вывод, что цель жизни — жить в согласии с при­родой, и это то же самое, что быть добродетельным. Если такая внутренняя добродетель в человеке есть, то все остальное — дело судьбы, от которой нужно не уклоняться, а спокойно следовать ее велениям. Стоицизм существовал долго, его последователи были и в Древнем Риме. Среди наиболее известных стоиков выделяют Зенона, Клеанфа, Хрисиппа, Посидония, Сенеку, Эпиктета, Марка Аврелия. Стоики полагали, и это напоминает зороастризм, что не­обходимо жить как бы в царстве света, т.е. так, как должно. Нуж­но не рассуждать о том, каким должен быть человек, а просто быть им, во всем остальном доверяя судьбе. У каждого есть свой рок, считали стоики, и его необходимо любить. Стоицизм оказалбольшое влияние на христианское мировоззрение в период его ста­новления. Этика стоиков, их учение о необходимости внутренней свободы, в сравнении с которой не имеют значения никакие внеш­ние ценности и достижения, привлекали к себе внимание и в сред­ние века, и в эпоху Возрождения, и в Новое время.

К этическому учению стоиков близка этика эпикуреизма. Его основатель Эпикур создал в Афинах в 306 г. школу, получившую название «Сад Эпикура». Он был сторонником атомизма, дополнил это учение положением о случайном отклонении атомов от законо­мерных траекторий. Но более всего Эпикур известен своими эти­ческими воззрениями, Он ввел понятие атараксии (невозмути­мость, безмятежность) — идеального душевного состояния, к которому должен стремиться человек. Атараксия достигается изба­влением от страха перед богами, смертью, превратностями судьбы. Эпикур говорил: «Живи незаметно». Его этика была рассчитана на человека, для которого вдумчивое отношение к своим поступ­кам не является излишней роскошью и ценится им выше, чем сам поступок. Некоторые его поучения шокируют. Например, он сове­товал: когда ласкаешь ребенка, нужно думать о том, что завтра он, может быть, умрет. Чтобы понять подобный совет правильно, нуж­но вспомнить о том, что иногда одна мысль о возможной смерти дорогого нам существа может стать источником дополнительной нежности и теплоты в нашем отношении к нему. Нередко из этики эпикуреизма делают неверные выводы, которые основаны чаще всего на случайных сведениях. Полагают, например, что Эпи­кур учил стремиться к чувственным наслаждениям, к комфорту. Действительно, он уделял большое внимание удовольствию, наслаждению, но учил находить их даже в самом малом, в том, что дала человеку судьба, а не страдать от недостатка жизненных благ. Чтобы наслаждаться комфортом, никаких особых учений не нуж­но. Они необходимы для обучения сдержанности, приносящей радость и духовное наслаждение от сознания своей неза-висимости в отношении внешнего мира, Этому и обучал Эпикур своих учени­ков, среди которых выделялись Метродор, Эрмарх и др. Последо­ватели Эпикура были и в Древнем Риме, самым известным из них был Лукреций Кар.

Все перечисленные философские учения, бывшие вместе с тем принципами жизни, восходят к «золотому веку» Афин, к тем Духовным коллизиям, которыми он был так богат. Согласно этим Учениям, человек должен личными усилиями изменить свою жизнь, не ожидая, пока ее изменят общество и государство, поскольку ис­тинные законы жизни находятся в самом человеке. В себе самом человек должен искать опору, чтобы жить в этом мире по-челове­чески. И это было одно из решений проблемы человека, обострив­шейся в период демократизации Афинского полиса. Другое решение определялось возможностью познания окружающего мира систематизации и классификации накапливаемых знаний о предме­тах. Знания о них — это и есть необходимая опора человеку. Для того чтобы жить в этом мире по-человечески, нужно его знать, Таковы были два решения проблемы человека: философски-личностное и научно-рациональное. Развитие этих решений в антично­сти было завершено в учениях Платона и Аристотеля; в них логически завершается и развитие античной культуры. Но Платон, духовное созревание которого начиналось в русле философски-лич­ностного решения, в конечном итоге вышел за его пределы, обус­ловив тем самым возникновение третьего решения проблемы человека, в своем законченном виде оформившегося в христианстве,

2.4.Этические установки античной культуры.

Возникновение этики как термина и особой систематизированной дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин "этика" входит в название всех трех сочинений, посвященных проблемам нравственности. Сочинения: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика".

Понятие "этический", от которого происходит этика, образовано на основе слова "этос", обозначавшего некогда привычное место обитания, а потому уже просто привычки, нрав, характер, темперамент обычай.

Отождествление добродетели с науками Аристотель считал ошибкой. Целью этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом самим по себе, а с осуществимым благом. Вопрос о том, что такое благо, в этике неразрывно вязан с вопросом о том, как достичь его. Аристотель констатирует, что человек действует целесообразно, что у каждой деятельности - своя цель, и приходит к выводу о необходимости допустить существование высшей (последней, конечной) цели. Без такого допущения целесообразная деятельность уходит в дурную бесконечность и оказывается логически невозможной. Последняя цель должна быть желанна ради нее самой и никогда не м.б. низведена до уровня средства по отношению к какой-л. иной цели. Она будет благом в собственном смысле слова или высшим благом, определяющим меру совершенства человека, нравов и институтов полиса.

В античности отживает свое примитивное и варварское представление о справедливости (правде), опирающееся на родовые структуры, и торжествует новая справедливость, связанная с законами государства. Общими идеями морали и права являются идеи справедливости и обществ. блага. Отмечается единство правосознания и стремления к нравственному совершенствованию. Богатство рассматривается как огромное социальное и моральное зло.

В 594 г. до н.э. Солон осуществил в Афинах важные экономические и политические реформы, создал идеологию полисной жизни и морали, положил начало беспрецендентной и авторитетной традиции, установившей систему всеобщей социальной справедливости. Законы Солона способствовали формированию патриотизма и гражданского самосознания. Изречения Солона содержат стандарты поведения полисного индивида: "Прекрасным и добрым верь больше, чем покаявшимся. Не лги. Пекись о важном. Заводить друзей не спеши, а заведши - не бросай. Прежде чем приказывать, научись повиноваться. Не советуй угодное, советуй лучшее. Ум твой вожатый. С дурными не общайся. Богам - почет, родителям - честь". Отличительной чертой афинского гражданина является умеренность (ничего слишком).

Ликург создал свое законодательство, которое заключало в себе правила политики и нравственности. Законодательство Ликурга обращено против роскоши, он отстаивал идеал бедности.

Спартанская мораль пропагандирует мужество, доблесть, честь, патриотизм. Мораль являетя важнейшим институтом спартанского общества.

Основные предписания права и морали, сформулированные в Дигестах (компилятивный труд, подготовленный юристами-теоретиками, отражающий устаревшие нормы и действующее право) в Риме таковы: жить честно, не вредить никому, ближнего не оскорблять, воздавать каждому свое, или всякому воздавать должное. В право проникает моральный принцип взаимности: "право, которое кто-л. считает справедливым применять к др. лицу, должно признаваться действительным и для самого себя". С точки зрения этики в Дигестах усматривается концепция "злого умысла", положения о совести, свободе, репутации. Злой умысел отождествляется с корыстным обманом, лукавством, хитростью, которая приносит личную выгоду.

2.5. Эстетизм античной культуры.

В V в, до н. э. поиски идеальной нормы определяют собой весь строй греческой культуры. Находимые идеальные основания реализу­ются в архитектуре, искусстве, литературе: период, традиционно на­зываемый классическим, выражает стремление греков воплотить от­влеченные «космические закономерности» в конкретной живой пла­стике, - будь то пластика скульптуры или речи.

«При обращении к памятникам искусства классического периода поражает соразмерность, гармоническая целостность искусства, един­ство его художественного языка. Не случайно в эту эпоху разум элли­нов ищет и формулирует закономерности, лежащие в основе правиль­ного - прекрасного здания, статуи, драмы. Понятие канона (меры), анализ эуритмии, симметрии как соразмерности и ясной построенности целого особенно глубоко разрабатываются именно в это время. И это не отвлеченные от живой практики философско-эстети­ческие конструкции, не свод ремесленных рецептов и жестких догм, сковывающих творчество, - это стремление уразуметь, познать меру, лежащую в основе живого творческого процесса, понять внутреннюю логику живого единства искусства своего времени. Поэтому об этих понятиях рассуждали не только философы, но и сами мастера искус­ства - живописцы, зодчие, ваятели».