Смекни!
smekni.com

Античная культура Греции (стр. 5 из 7)

В середине V в. до н. э. создается система отношений, определяю­щих совершенные пропорции человеческого тела, - она связывается с возникновением так называемого канона Поликлета; этот скульптор не только применил принцип канона при построении образа, но и теоретически осмыслил понятие канона в своем трактате по искусст­ву. Такое объединение художественной практики и теории - нагляд­ный пример рефлексивного обоснования воплощаемой в конкретике «идеальной нормы».

Канон совершенных пропорций тела - это перенесение найден­ных законов макрокосма на человеческий микрокосм. Такой же пере­нос обнаруживается в других областях культуры: представления о гар­монии, мере, ритме, симметрии разрабатываются в сфере стихосложе­ния, танца, архитектуры. Поскольку эти представления выражают об­щие воззрения на разумную закономерность бытия в целом, греческая культура первой половины V в. до н. э. характеризуется ярко выражен­ным изоморфизмом: так, фронтонная композиция, например, храма Зевса в Олимпии с ее классической симметрией - аналог словесной Фронтонной композиции в трагедиях Эсхила - «Персы», «Семеро против Фив»


3. Расцвет художественной культуры

3.1. Общая характеристика эпохи эллинизма

Империя Александра знаменует наступление новой эпохи - эпохи эллинизма, - ставшей переломной для исторических судеб Сре­диземноморья и Европы. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. началась борьба за власть между его сподвижниками-полководцами, и после битвы при Ипсе (301 г. до н. э.) держава Але­ксандра распалась на три больших монархии с македонскими дина­стиями: царство Птолемеев в Египте (столица Александрия), царство Селевкидов в Сирии, Вавилоне и Иране (столица - сирийская Анти-охия), царство Антигонидов в Македонии. Древние полисы Греции -Афины, Спарта, Коринф - в этот период пребывают в состоянии глу­бокого кризиса; Греция теперь находится на периферии нового элли­нистического мира и не играет активной политической роли.

В культурных процессах, происходящих в эллинистическую эпоху, отражаются и глубокие социально-экономические изменения, и гло­бальная «перемена ментальности». Во-первых, начинается повсемест­ная эллинизация завоеванных Александром территорий: греческий язык используется как официальный язык администрации; в боль­шинстве основанных в восточных областях городов устраиваются гим-насии, театры; становится повсеместным употребление греческих и македонских имен, вне зависимости от этнического происхождения; и, главное, по всему эллинистическому Востоку широко распростра­няются эллинский тип образования и философские представления греков. Во-вторых, проявляется и обратная тенденция - проникнове­ние восточных влияний сначала в среду эллинских переселенцев, а за­тем и жителей коренных областей Эллады. Эллины привыкают к идее обожествления царя; повсюду, в первую очередь в новых городах,

потом и на исконных территориях, возникают смешанные эллинско-восточные культы; в греческой архитектуре распространяются восточные элементы и т. д.

На протяжении III-1 вв. до н. э. постепенно складывается единая эллинистическая культура, которую можно назвать культурой, осно­ванной на городской жизни83. Это была культура противоречий, про­низывающих все социальные отношения и ментальность эллинисти­ческой ойкумены. «К эллинистическому периоду относятся выдаю­щиеся достижения науки и техники - и все возрастающее увлечение магией и астрологией; раболепное восхваление царей - и мечты о со­циальном равенстве; стремление сохранить полисно-общинные тра­диции — и постоянное их разрушение; проповедь бездействия — и призывы к активному исполнению долга... Противоречия крылись уже в повседневной жизни горожан, для которой было характерно на­рушение традиционных связей, изменение традиционного быта».

В эпоху Александра, действительно, традиционный уклад жизни подвергся мощной трансформации и одним из главных ее факторов было основание новых городов и массовые переселения. Старые свя­зи рвались, новые возникали уже на иной основе: рядом, в простран­стве одного города, могли оказаться афиняне, македоняне, критяне, киприоты, аргивяне, иудеи, - так было, например, в Антиохии Си­рийской. На этой «межнациональной» основе возникали культурные контакты, способствовавшие развитию синкретизма во всех его видах: в религии, социальном поведении, ментальности в целом.

Новые эллинистические города строились по единому градострои­тельному плану, - как правило, по схеме Гипподама Милетского; обя­зательным было наличие главной улицы, пересекающей город; цент­ром его стал теперь не акрополь, а комплекс площадей с храмами и общественными зданиями. Продуманная планировка городов, отра­жающая эллинскую рационалистичность, сочеталась в их облике с яр­ко выраженным стремлением к пышности, усилением декоративно­сти, увеличением масштабов строений, что было обусловлено уже вос­точными влияниями; в величественной монументальности новых зда­ний запечатлелось удивление и восхищение эллинов от встречи с грандиозными строениями персидских и египетских царей. Рацио­нальная эффективность (наследие греческой классики) соединялась с пренебрегающей «разумом» эффектностью (достояние восточных мо­нархий).

Стремлению к внешней пышности соответствовало повышенное внимание к интерьеру зданий, их внутреннему убранству; оно «было связано с новой ориентацией образа жизни, в которой пребывание в общественных местах занимало все меньше времени». Такой интерес к внутреннему оформлению жилища - одно из проявлений усилива­ющейся концентрации культуры на «внутреннем» вообще, на «отдель­ном», «индивидуальном», на образе конкретного человека; в эллинистической культуре происходило как бы увеличение внутреннего мас­штаба индивидуума при уменьшении его реальной социально-полити­ческой роли.

Приведенные примеры внешних изменений - пестрый состав на­селения эллинистических городов, «рационально-декоративная» орга­низация городского пространства, повышение интереса к интерьеру жилища - объективация глубинных культурных преобразований: иными становятся соотношения греки - варвары, внешнее - внутрен­нее. Эллинизм заново, определенным образом переставляя акценты, формулировал «классические» проблемы греческой мысли, выражае­мые оппозициями «разумное- неразумное», «божественное - челове­ческое», и давал им свое решение, которое зачастую представляло со­бой синтез противоположностей.

3.2. Скульптура и архитектура

Греческая архитектура периода архаики отличалась явным культовым характером. Исторически ее возникновение совпа­дает с формированием городов-государств (полисов), с перехо­дом от патриархального быта к общинному. В полисе человек осознавал себя полноценным гражданином лишь в той мере, в какой он являлся членом коллектива. Для него существовала только одна альтернатива: раб или свободный член полиса. По­этому для древнего грека главной была его общественная дея­тельность, которая представляла собой органическую форму его существования, отличала его от раба и делала, следовательно, полноценным человеком. А центром политической, религиоз­ной и экономической жизни каждого полиса был храм. Он яв­лялся также тем местом, где хранились казна полиса и его ху­дожественные сокровища. Поэтому отношение греков к храмам было особенным.

Греческие храмы посвящались обычно божеству-покро­вителю города и представляли собой жилище этого бога, во всем похожего на человека. Храмы периода архаики были не­большими по размеру, поскольку своими размерами они выра­жали мироощущение греков, в основе которого лежала идея о соразмерности сил человека и природы, ставшая важнейшей характерной чертой всей художественной культуры Греции-Пропорции колонн, размеры капителей и баз рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела: три ступени, проем между колоннами, сами колонны по своим пропорциям соот­ветствовали его фигуре и длине шагов. И все же для реального человека они явно велики — храм все-таки предназначался длягероя, титана. Поэтому архитектура поднимала человека до уровня героя, приобщала его к миру более высоких и могучих явлений.

В период архаики была создана продуманная и ясная сис­тема архитектурных форм, ставшая впоследствии основой всего дальнейшего развития греческого искусства. Простейший тип греческого храма — храм в антах, состоял из одного неболь­шого помещения — наоса, открытого на восток, между высту­пами его боковых стен (антов) на фасаде были помещены две колонны. Простиль — более развитый тип храма; на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где находился вход в сокровищницу. Но основным типом храма стал периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон ко­лоннадой. Он сложился во второй половине VII в. до н.э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии со­вершенствования его конструкций и пропорций.

Развитие и совершенствование архаической архитектуры привело к возникновению в VII в. до н.э. архитектурных орде­ров (от лат. ordo — порядок), в которых выражались техниче­ские особенности сооружений и художественные идеалы. В техническом отношении ордер определял соотношения и раз­мерность несущих и несомых частей сооружения, а также осо­бенности его украшения. Варьированием пропорций несущих и несомых частей зодчие стремились выразить различные худо­жественные впечатления. Один храм поражал взгляд людей вы­сотой, другой — своей приземистостью, третий отличался фа­садом и двойной колоннадой, а четвертый — только своей ор­динарностью.