Смекни!
smekni.com

Морфология волшебной сказки, Пропп В.Я. (стр. 25 из 27)

Сказка имеет краткий не шаблонный конец: оставленная в живых змеиха разрывает братьев на кусочки.

I. i a2 В3 С{ Д2 Г2 Z1 }

II. a2 В3 С { Д2 Г2 Z1}

III. { s <R2С* Z5

102

IV. А17 С { Б1 - П1 К1 Ф У О Н С* III. е3г3-g3 А14 В4 С { R2 г3-g3neg Л9 Нneg

Приложение III

Схемы и примечания к ним

На вклейке печатаются схемы сорока пяти* сказок сборника Афанасьева из ста, указанных в тексте. Введены некоторые упрощения. Так, по техническим причинам не указаны утроения. Равным образом в схемах не указаны функции вступительной части (е, б--b, в--w, г--g). Полный анализ нескольких избранных текстов читатель найдет на с. 97-103.

Если функции или группы их повторены одна за другой в разных видах, такое повторение обозначается подписыванием повторных элементов друг под другом в фигурных скобках. Например,

означает, что даритель обращается к герою с какой-либо просьбой (Д7), герой ее выполняет (Г7), тот предоставляет себя в его распоряжение (Z9). Вслед за тем даритель подвергает героя испытанию (Д1), герой его выдерживает (Г1), даритель передает ему волшебное средство (Z1). Если развитие хода действия прерывается и в действие вклинивается новый ход, такой перерыв обозначается отточием с обозначением нового хода (второго, третьего и т. д.) через римскую цифру. Например, R1 ... . II . . . .А4 означает, что между мотивом передвижения героя в пути (R1) и ликвидацией им начальной беды (Л4) вставлен новый, второй, рассказ, который в схеме будет обозначен ниже под цифрой II. Недостача, если она словесно не подчеркнута сказкой, но вытекает из ситуации, обозначается в квадратных скобках. Например, герой не женат, отправляется искать себе жену -- обозначается через [а] В С {, где а означает недостачу, В -- осознание ее (например, через советчиков), С -- решение отправиться, { -- отправку в путь. В схему не включены функции подготовительной части, предшествующие завязке (например, отлучка старших и др.), так как это вызывает затруднения типографского характера, и их наличие или отсутствие решающего значения для развития хода действия не имеет. Цифры обозначают номера сказок по советским изданиям сборника Афанасьева, римские цифры -- ходы по данным нашего анализа. Под этими же номерами к отдельным схемам даны текстуальные объяснения.

Если функция стоит в рассказе не на каноническом для нее месте, она

________________

* Из пятидесяти сказок в схемы не включен разбор пяти текстов. Сказка No 94 ("Волга и Вазуза") -- иного порядка и здесь не рассматривается. Сказки No 123. 127, 139, 159 отсутствуют по техническим причинам. Действие в них слишком часто прерывается другими ходами, каноническая последовательность тоже соблюдена не строго. Текстуальный анализ этих сказок дан в приложении II на с. 98-100 и в примечаниях к схемам на с. 104-107.

103

вписывается туда, где она стоит. Так, например, в сказке No 135 герой получает волшебное средство (2?) сразу после наступления беды (А4) и перед отправкой (A4 Z2 С { ). Здесь оно не фиксируется. Такие случаи очень редки и не меняют картины общей закономерности, а представляют собой колебания. Отдельно такие случаи не оговариваются. Есть некоторые случаи, когда форма функции не вполне подходит под предусмотренные разновидности. Тогда разновидность не фиксируется (например, Z -- награждение волшебным даром вообще, безотносительно к разновидностям этой функции).

Мы выписали половину нашего рабочего материала. Остальной материал не меняет картины закономерности и в таблицы не включается.

Примечания к отдельным схемам

93. Эта сказка довольно сложна. Дадим полный анализ ее.

I. Царь, царица, сын (i). Конюх предупреждает: родится сестра, будет страшная ведьма, съест отца и мать и всех подначальных людей (угроза каннибализма через родственников -- АXVII). Иван просится погудят и отпускается (В3), он бежит ( { ), встречает двух старых швей: "Вот доломаем сундук иголок, тотчас и смерть придет" (беспомощное положение без просьбы -- д7). Герой ничего для них не может сделать (Г1neg)-Они ему ничего не дарят (Zneg). To же происходит с Вертодубом, выворачивающим, последние дубы, и с Вертогором выворачивающим последние горы. Иван прибывает к Солнцевой сестрице.

II. Иван грустит (§). Солнцева сестрица трижды выспрашивает его (b--w3). Его тянет домой (a6), она его отпускает (В3), дает щетку, гребенку, два молодильных яблока (Z1). Он уходит ( { ). Вновь встреча с Вертогором, Вертодубом и швеями (д7). Он дарит им щетку, гребенку и яблоки (щетка -- новые горы, новая жизнь для Вертогора, гребенка -- новые дубы, яблоки -- молодость старухам. Оказанная услуга -- Г7). Старухи дарят ему хусточку (Z1). Иван прибывает домой.

III. Сестра: поиграй на гуслях (обманный уговор -- г1). Мыши предупреждают (§): она пошла зубы точить (АXVII). Иван не поддается обману (g3neg), бежит ( { Ведьма догоняет (преследование -- Пр1). Вертодуб ставит дубы, Вертогор -- горы, хусточка превращается в озеро (спасение через препятствия -- Сп2). Он прибывает к солнцевой сестре. Змеиха: пусть Иван-царевич идет на весы, кто кого перевесит (Б4). Весы дают Ивану превосходство (П4). Он навсегда остается у солнцевой сестры (композиционный эквивалент брака -- С*). В отличие от канона преследование и спасение предшествуют бою и победе. 94. "Волга и Вазуза" -- сказка иного разряда, здесь не рассматривается. 104. II. Более сложный случай. Девушка, чудесная куколка (t). Девушка идет в город, поселяется у старушки (неузнанное прибытие -- X). Старуха покупает ей льну (Z4), из него она прядет необычно тонкую пряжу (об этом см. ниже). Кукла за ночь изготовляет ей ткацкий станок (Z3). Она ткет необычайное полотно (см. ниже). Старуха несет

104

полотно к царю (§). Он приказывает сшить сорочки той, кто пряла и ткала (задача -- 3). Девушка шьет сорочки (решение -- Р). Царь посылает за девушкой (§), свадьба и воцарение (С**).

Случай этот на первый взгляд не совсем ясен. Очевидно, однако, что прядение, тканье и шитье -- утроение одного элемента. Шитье -- решение царской задачи. Что поручение шить сорочки действительно трудная задача, видно, между прочим, и из того, что никто не берется их шить, и тогда царь объявляет через старуху: "Умела напрясть и соткать такое полотно, умей из него и сорочки сшить". Следовательно, прядение и тканье также представляют собой решение задач, но самая задача опущена. Это -- случай предварительного решения (*Р). Сперва идет решение, а затем сообщается задача. Это, между прочим, видно и из слов девушки: "Я знала, что эта работа моих рук не минует". Она предвидит задачу. Покупка льна и изготовление станка отнесены к передаче волшебных средств. Правда, в льне нет ничего волшебного, но он -- средство для выполнения задачи. Станок в большей степени носит волшебный характер. Третья задача решается без предварительного получения каких-либо средств, но можно предположить, что здесь пропущена передача какой-либо иглы, обладающей волшебными свойствами. Далее, мы видим, что в этом ходе как будто нет завязки. Но все действие исходит из ситуации: у царя нет жены. Словами она не упоминается, но действия девушки все диктуются этой ситуацией. Она обладает даром предвидения, и покупка льна и т. д. вызвана ее стремлением к царю-жениху. Если этот элемент обозначить знаком а1 то схема даст:

105 II. Знаками Д8--Г8 условно обозначена борьба с кобылицей. Укрощение коня обычно не является функцией (см. табл. V, 83), здесь оно использовано, как D8, подготовляя Z8-- передачу жеребцов-помощников.

113. Эта сказка проанализирована текстуально. См. выше с. 73-75.

114. Брат зовет сестру на перину. условно обозначено шифром Пр без отнесения к виду. Действие куколок, под пение которых девушка погружается в землю, условно обозначено через шифр Cп4 -- спасение через спрятывание.

115. Наказание ложного героя в тексте сказки следует после женитьбы положительного героя.

123. Эта сказка подробно проанализирована в тексте. См. выше с. 98-99.

125. Два незначительных эпизода не включены в схему.

127. Более сложный случай. -- Купеческая дочь -- невеста царя (г;

распространено эпически). Она едет к королю (отлучка -- е3). Служанка заманивает ее погулять (обманные уговоры --г1), она поддается (реакция героя -- g1). Служанка выкалывает ей глаза, подменивает ее

105

собой (ослепление, подмена -- Л612). Неузнанное прибытие во дворец жениха (неузнанное прибытие --X). Героиня живет у пастуха, просит его купить ей шелку и бархату, вышивает чудесную корону (чудесное средство изготовляется, покупается -- Z34). При помощи короны выманивает глаза, ставит их на место и прозревает (добыча искомого при помощи объектов приманки -- Л3). Девушка за ночь вдруг просыпается во дворце (трансфигурация -- Т2). Царь видит дворец, зовет девушку в гости (§). Служанка велит жандармам засечь ее (попытка извести героя -- Пр6; исполнение ассимилировано с А13, приказано принести сердце). Старик хоронит останки, из них вырастает сад (спасение через превращение -- Сп6). Служанка-царица велит рубить сад. (Пр6). Сад окаменевает. (См6). Является мальчик (ex machina) и выманивает у царицы сердце при помощи горьких слез (Л^Сга). Девушка вдруг является (текст не совсем ясен, во всяком случае Л9 -- оживление). Следует узнавание (У) и обличение (О), -- невеста все рассказывает. Следует наказание, свадьба (Н, С*).