Смекни!
smekni.com

Методика проведения ритмической гимнастики (стр. 3 из 4)

Упражнения на координацию движений дети учат на физкультурных занятиях, во время прогулок, на утренней гимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения малыши усваивают, а вот качество выполнения отрабатывается во время занятий ритмической гимнастикой. А сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально – ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать

движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Для того, чтобы выяснить, действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять на формирование координации движений у детей дошкольного возраста проводились исследование. [ А.И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников» Учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург 1994 г.]

Выбор тех или иных музыкальных произведений зависит в первую очередь от того, кому они предназначены. Специалисты в области ритмической гимнастики должны помнить, что музыка является сильным средством эстетического воспитания, кроме того, обладая огромной силой непосредственного эмоционального воздействия, она способствует повышению продуктивности в любой сфере деятельности человека.

При подборе упражнений, создании комбинаций, цепочек движений следует учитывать не только музыкальный ритм, но и характер музыки, динамические оттенки. Отражая эти особенности музыкального ритма, движения получат эмоциональную окраску, приобретут содержательность»

В заключение следует отметить, что положительное влияние занятий ритмической гимнастикой подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной. Занятия проходят в атмосфере повышенной эмоциональности, в группе, под музыку, благодаря этому уменьшается монотонность, свойственная продолжительному выполнению упражнений. Отмечается положительное воздействие ритмической гимнастики на функциональное состояние двигательной сферы нервной системы и психическое состояние занимающихся. Систематические занятия ритмической гимнастикой обусловливают существенный оздоровительный и тренирующий эффект, проявляющийся в повышении функциональных возможностей кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата. Немаловажным является развитие музыкальных способностей и координации движений, а также то, что традиционно присуще гимнастике, - гармоничное развитие мышц и в связи с этим приобретение правильной осанки.

Методика проведения ритмической гимнастики в детском саду

Задача педагога – через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.

При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующие:

· Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.

· Музыкально-песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.

· Показ движений должен быть зеркальным.

· Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.

· В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.

· Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве (например: из положения стоя врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо-влево).

· Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, учить распределять его и расширять объем внимания (например: принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки книзу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).

· Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:

· Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.

· Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.

· Дети уже могут заставит себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.

· В движениях дети познают свое тело, его возможности.

· Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.

Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятия ритмической гимнастики, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво; развивать предметную ловкость путем использования различных предметов (шляпы, пистолеты, пружинки и т.д.); знакомить с различными жанрами музыки и ее характерными движениями; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы.

Дети подготовительной к школе группы (6 – 7лет), прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения.

Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно! У детей формируется объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваться его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движения получается.

Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата. При проведении занятий по ритмической гимнастике мы должны ориентироваться на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации (сложные акробатические элементы – мостик на трех точках опоры, перекаты, кувырки, прыжки, прыжковые связки, повороты и т.д.), обучать перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях.

Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.

Подбор композиций осуществляется дифференцированно для девочек и мальчиков. Это необходимо для развития у девочек элегантности, грациозности, пластичности, женственности, а у мальчиков – мужественности, быстроты, силы (девочки выступают с веерами, шарфами и т. д., мальчики - с гитарами, гимнастическими палками и т.д.).

Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарить им радость ощущения своего тела, уверенности в себе, но главное – привьет любовь к занятиям спортивной направленности, физическим упражнениям, даст возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связных с движениями. [Ритмическая гимнастика (дошкольное воспитание) 2008 № 10].

Подготовительный этап предназначен для всей предварительной работы, которая впоследствии обеспечит успешность занятий. Она направлена прежде всего на оценку потенциальных возможностей детей (степени здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей поведения, темперамента и т. п.). После получения исходной информации необходимо составить серии упражнений, которые обеспечат решение поставленных в занятие задач.