Смекни!
smekni.com

Методика проведения ритмической гимнастики (стр. 4 из 4)

Длительность комплекса определяется прежде всего в соответствии с подготовленностью и двигательными возможностями детей. Затем рассчитывается время для каждой из его частей. Наиболее оптимальное их соотношение: 20% времени для подготовительной части, 70% для основной и 10% для заключительной. Необходимо конкретизировать содержание основной части комплекса – количество серий бега и прыжков, их длительность, соотношение времени выполнения упражнений стоя, сидя и лежа. Эти упражнения целесообразно включать в комплекс двумя сериями, одинаковыми по длительности.

При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:

· Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся;

· Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся;

· Нагрузка должна возрастать постепенно;

· Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чередоваться с более легкими упражнениями.

Последовательность упражнений, выполняемых в основной части комплекса, определяется их направленностью на проработку различных мышечных групп. Наиболее широко используется хорошо зарекомендовавший себя на практике принцип проработки «сверху вниз»: в исходном положении стоя последовательно выполнять упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног.

Последовательность упражнений, выполняемых из исходных положений сидя и лежа, может быть произвольной. При этом, переходя от одного упражнения к другому, нужно менять характер их воздействия на организм занимающихся. Большое внимание необходимо уделить работе мышц брюшного пресса.

Далее осуществляется подбор музыкального сопровождения. В ритмической гимнастике его функции довольно широки: оно программирует ритм и темп движений, играет роль подсказки и помощника и исполнителю, и ведущему, эмоционально оформляет занятие, формирует эстетические вкусы, способствует общему положительному восприятию занятия и более легкой психологической переносимости нагрузки. В музыкальном сопровождении важнейшее значение имеют размер и количество акцентов («ударных долей»), которое обеспечивают подбором соответствующих произведений и их умений варьировать – в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью и музыкальным вкусом детей.

Основной этап начинается ознакомлением детей с комплексом, который предстоит выполнить. Для этого используется наглядные материалы (рисунки, фотографии, видеозаписи), уточняются требование к исполнению упражнений, прослушиваются записи аккомпанементы, оговариваются определенные важные моменты выполнения упражнений и организации занятия.

Затем переходят к опробованию и разучиванию упражнений. Успешность их зависит не только от сложности двигательных заданий, но и от умело поставленного обучения: педагог должен уметь трансформировать общие положения ритмической гимнастики по отношению к конкретному ребенку. Хотя, как правило, бывает вполне достаточным последовательное изучение каждого такта упражнения, использование для начала медленного темпа и остановок с целью уточнения каких-либо положений и достижения точности движений.

Эффективное воздействие упражнений на детский организм возможно лишь при правильном их выполнении. Поэтому одной из важных задач является обучение детей правильному выполнению упражнений ритмической гимнастики как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

В занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. В связи с этим очень важен четкий показ и объяснение упражнений. Для создания правильного и правильного навыка необходимо многократное повторение движения. Только хорошо изученные движения можно выполнять в должном темпе и с требующейся нагрузкой «с листа» - без предварительного ознакомления. Поэтому целесообразно несколько раз выполнить каждое упражнение медленно, сначала без музыкального сопровождения. Однако разучивание – не главная задача занятия (хотя в процессе его могут усовершенствоваться разные качества и способности детей, например координационные). Поэтому ознакомление и разучивание не должны быть продолжительными, некоторая «подработка» в этом отношении возможна и в процессе выполнения всего комплекса в нужном темпе при должной нагрузке. Если на разучивание тратится много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы детей снижается.

Следует помнить о том, что частое выполнение одних и тех же упражнений быстро надоедает детям. Для поддержания у детей интереса упражнения выполняют в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменения амплитуду. Значительно повысить их интерес к занятиям ритмической гимнастикой может удачно найденная образность каждого движения. Подбирая упражнения, можно использовать имитацию поз и движений различных животных. [Филипповой С. О]

Список литературы

1. Фомина Н. А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е. Н., Чернякина С. С. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок). – Волгоград: Учитель, 2004. – 96 с.

2. Под ред. Филипповой С. О., Понамарева Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. – Спб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА» 2008. – 656 С.

3. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика: Методика и физиологическое воздействие. – М.: ФиС, 1985. – 158 с.

4. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика Ж. Далькроза. – М.: ФиС, 1987. – 86 с.

5. Лисицкая Т. С. Ритм + пластика. – М.: ФиС, 1987. – 180 с.

6. Раевская Е. П. Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1969. – 124 с.

7. Семенова Л. М., Ильина Л. Ю., Рожкова Н. В. Ритмическая гимнастика в детском саду. ТиПФК. – 1990. - № 11. 8 – 10 с.

8. Фомина Н. А. Музыкальный мир движений. – Волгоград: Перемена, 1999. – 80 с.

9. Фомина Н. А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4 – 6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно – ролевой направленности: Дис. Канд. Пед. Наук. – Волгоград: ВГАФК. – 1996. – 142 с.

10. Ротерс Т. Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.

11. Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. – 1996. - № 6 – С. 61 – 63

12. Иванова О.А., Шаробарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. – М.: Советский спорт, 1988. – 64 с.

13. Матов В.В. и др. Ритмическая гимнастика. М.: 1985, – 64 с.

14. Ритмическая гимнастика в детском саду. Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9 – С. 29

15. Ритмическая гимнастика. Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10 – С. 64 – 65

16. Ритмическая гимнастика. Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10 – С. 47 – 49

17. Коронова Е. В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972г.

18. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб.: «Детство - пресс», Санкт-Петербург. 2000г.

19. Шарманова С. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: учебное пособие /под ред. А.И. Фёдорова. - Челябинск, 1996г.

20. А.И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников» Учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург 1994 г.

21. Сказочный театр ритмической гимнастики. Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5 – С. 36 – 37

22. Ритмическая гимнастика. Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10 – С. 47 – 49

23. Ритмическая гимнастика в детском саду. Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9 – С. 29

24. Ритмическая гимнастика. Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10 – С. 64 – 65

25. Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. – 1996. - № 6 – С. 61 – 63.

Приложение

Структура комплекса ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста (длительность 20 минут)

Части комплекса Длительность Количество упражнений Преимущественная направленность упражнений
Подготовительная часть 4 мин 6 упражнений 1 – на осанку;2 – типа ходьбы на месте;3 – танцевальные шаги;4 – 6 общего воздействия
Основная часть (упражнения из исходного положения стоя) 6 мин 9 упражнений 1 – для мышц шеи;2 – 3 – для рук и плечевого пояса;4 – 6 – для туловища;7 – 9 – для ног
Основная часть ( «пиковая нагрузка») 2 мин Разнообразные виды бега и прыжков
Основная часть (упражнения из исходных положений сидя и лежа) 6 мин 9 упражнений 1 – руки;2 – туловище;3 – таз;4 – брюшной пресс;5 – ноги;6 – общего воздействия;7 – брюшной пресс;8 – ноги;9 – общего воздействия
Заключительная часть 2 мин 3 упражнения 1 – на гибкость;2 – на расслабление;3 - дыхание
Всего 20 мин 27 упражнений