Смекни!
smekni.com

Русское зодчество 2 (стр. 2 из 5)

В проектах «ропетовцев» механически соединились новые принципы композиции и планировки зданий с традиционными деталями и декоративной обработкой.

При этом утрачивалось чувство меры: здания замысловатых объёмов «одевались» в сплошное резное кружево и фигурную обшивку, а «старые» постройки «перелицовывались на новый лад».

К концу XIX в. под влиянием модернистского стиля городской архитектуры в народном зодчестве Русского Севера начали преобладать электрические тенденции. В этот период широкое распространение получила дощатая обшивка, которую ошибочно считали надёжным средством защиты бревенчатого сруба от гниения и поражения древесины насекомыми, так как она явилась, прежде всего, своеобразной данью моде и играла чисто декоративную роль, скрывая « неблагородный » бревенчатый сруб. Однако практика показала, что обшивка может хорошо выполнять защитные функции только при условии тщательного выполнения и ведения постоянного надзора за скрытым под ней срубом. В противном случае создаются значительные трудности при замене старых брёвен новыми, происходит более быстрое загнивание и разрушение древесины в связи с тем, что проникающая под обшивку влага долго не высыхает из-за плохого проветривания в северных условиях с частыми дождями, большой влажностью воздуха и малым количеством тёплых солнечных дней. При этом художественные и архитектурные достоинства дощатой обшивки, даже с замысловатым рисунком декора, значительно уступают красоте и пластике обнажённого бревенчатого сруба.

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по приемуществу страна зодчих, - писал И.Грабарь в «Истории русского искусства». – Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели – встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народ».

2.2 Каменное зодчество.

Интенсивное каменное строительство в России началось в первой половине 18 века. Долгое время оно в основном велось в Петербурге, который в 1712 г. стал столицей. Были возведены Кронштадтская и Петропавловская крепости, Адмиралтейство, Торговая пристань на Неве, канал от Шлиссельбурга до устья реки Свири. Началось строительство дворцов, соборов, монументальных общественных и государственных зданий.

Огромный размах монументального строительства в Петербурге привёл к созданию крупной камнедобывающей промышленности в соседних Карелии и Приладожье, богатых мрамором и гранитом. Расцвету её в немалой степени содействовал дешёвый перевоз готовой продукции водным путём. Вначале для кладки стен широко применялись путиловские, волховские и тосненские плитчатые известняки. Для архитектурных целей использовался гатчинский известняк и ревельский мрамор.

Применение гранита поначалу было очень ограниченным из-за отсутствия навыков обработки твёрдого камня. Расцвет гранитных работ начинается в последней четверти 18 в. со строительства Мраморного дворца. Тогда же проводятся огромные по тому времени работы по облицовке гранитом набережных Невы протяжённостью более 65 км и стен Петропавловской крепости.

Венцом каменного зодчества этого периода является Исаакиевский собор – одного из величайших архитектурных сооружений в мире. Высота его 101,5м, диаметр Главного купола более 25м. Площадь, занимаемая зданием, превышает 1 га. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрана в течении 40 лет – с 1818 по 1858 г. В Исаакиевском соборе в огромном количестве применён полированный выборгский гранит рапавкиви. Из него сделаны все грандиозные 116 цельных колонн.

Особенно поражают 48 колонн величественных портиков, примыкающих к зданию с четырёх сторон. Высота каждой колонны 17 м, диаметр 1,8 м, вес – более 100 т. Интересно, что каждую колонну устанавливали за 40 – 45 минут 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов. Это было выдающимся достижением русских строителей.

Во внутреннем украшении Исаакиевского собора широко применён не только русский, итальянский и французский цветной мрамор, но и цветные камни малахит и лазурит. Колонны главного иконостаса облицованы тончайшими пластинками малахита, пятиметровые колонны иконостаса покрыты тёмно – синим бадахшанским лазуритом.

Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а так же городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.

Во второй половине 19 века происходит упадок архитектурного стиля. Фасады зданий отягощены множеством рельефных деталей, Облицовка не применяется, широкое распространение получает штукатурка. И только наиболее значительные здания одеваются камнем, главным образом эстонским известняком и немецким песчанником. Гранит в это время идёт в основном на строительство мостов, набережных и цоколи крупных зданий.

Расцвет архитектуры начинается в 90-е годы в связи с развитием промышленности и железнодорожного транспорта. Резкое снижение железнодорожного тарифа на перевозку камня в 1896 г. уменьшило стоимость фасадов в 2-3 раза и содействовало широкому использованию камня в отделке зданий. Обычно камнем одевались нижние два этажа. НО не мало было и сплошь облицованных пяти- и семиэтажных зданий.

Для облицовки применяют гранит с различными фактурами, однако особенно широкое развитие получила поверхность «скалы». Не редко из гранита выполнялись орнаментальные и скульптурные детали.

Применение камня в московском строительстве было иного характера. Декоративные и строительные особенности подмосковных известняков позволили использовать их для лицевой кладки зданий, профильных и орнаментальных деталей.

В Подмосковье издавна добывались светлые известняки, из которых строилась белокаменная Москва. Много веков стоят белокаменные сооружения Владимиро – Суздальского княжества. Они простояли VI – IX в. в условиях сурового климата под дождями, ветрами и морозами и не подверглись разрушению, сохранив первозданную прелесть.

Белокаменное зодчество и архитектура московского барокко нашли своё выражение главным образом в церквях и соборах. В период русского классицизма (первая треть XIX в.) камень широко использовали для облицовки фасадов. Части зданий, более всего разрушившиеся, подпорные стены, ступени, нижние ряды камня в цоколях, базы колонн – выполнялись из плотных, довольно погодостойких песчаников; цоколи и архитектурные детали фасадов, колонны, карнизы, пояса и кронштейны выполнялись из более декоративных известняков.

Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик и заводов, больших доходных многоквартирных домов) И соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее – железобетон) и новой строительной технике.

С упадком архитектуры во второй половине XIX в. и отходом от традиций русского классицизма применение местного камня резко сократилось.

Новая эпоха в каменной архитектуре Москвы начинается с реконструкции столицы по генеральному плану 1935 г. Москва становится главным потребителем декоративного камня.

Для облицовки административных и жилых зданий, строительства новых мостов и набережных, благоустройства городских парков и скверов за 20 лет ушло несколько сот тысяч квадратных метров гранитов.

Архитектурные сооружения часто называют каменными страницами истории. В самом деле, дома, дворцы, соборы, мосты, набережные, стадионы и другие сооружения могут рассказать о времени их создания, о событиях и вкусах разных эпох и народов не менее выразительно, чем живопись, музыка или литература. Кстати, зодчество древнее своих сестёр по искусству – оно родилось сразу после того, как человек взял в руки каменный топор, чтобы строить жилище.

История развития человеческого общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. Архитектурные сооружения являются наиболее крупными и доступными для обозрения памятниками эпохи.

Красота, прочность и способность камня длительное время противостоять выветриванию сделали его в скульптуре и строительстве надёжным и ни с чем не сравнимым декоративным материалом.

Архитектура – это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сформулировал триаду: «прочность, польза, красота», которой руководствуется архитектор в своём творчестве.

Все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ,

выражающий идейное содержание).

Функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Весь процесс развития мировой архитектуры не может быть искусственно разделён на замкнутые стилистические отрезки, кроме того, и само понятие «стиль» очень сложно.

Так, стилем принято называть совокупность черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмных композиций зданий, строительные материалы и конструкции, а также формы и мотивы отделки фасадов и интерьеров).

Характерная особенность архитектуры состоит в том, что она включает в себя и технику, и искусство, поскольку проектирование ведётся на основе инженерно-технических знаний, с одной стороны, а с другой – на основе творческого процесса, в котором архитектор мыслит художественными, эмоциональными образами, в основном геометрическими формами. Идейное содержание здания и его художественный образ помогает раскрывать такие виды искусства, как живопись и скульптура.