Смекни!
smekni.com

Русское зодчество 2 (стр. 1 из 5)

ГОУСПО

Новгородский областной колледж искусств им С.В.Рахманинова.

Курсовая работа

По дисциплине: «Народное художественное творчество »

На тему: «Русское зодчество»

Работу выполнил:

Студент IV курса

Специализации

«Инстр. тв-во»

Люкшин Федор

Работу проверила:

Кудрявцева О.Н

Великий Новгород 2009г.

1. Введение ………………………………………………..4-5стр

2. Дерево и Камень в русской архитектуре.

2.1Деревянное зодчество ……………………………….5-9стр

2.2 Каменное зодчество ……………………………..10-15стр

3. История возникновения Новгорода ………………15-17стр

4. Типы архитектурных построек на примере Великого Новгорода

4.1 Крестьянская изба в музее деревянного зодчества «Витославлицы» …………………………………………18-22стр

4.2 Новгородский Кремль ……………………………..22-25стр

4.3 Софийский собор …………………………………25-27стр

5. Практическая часть………………………………...28-30стр

6. Заключение ……………………………………………31стр

7. Библиография ………………………………………...32стр

1. Введение

Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он сооружает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. Вероятно, не одно лишь творческое начало участвует в созидании и строительстве. В своей вечной тяжбе с бесконечностью мира люди ограничивают эту бесконечность определёнными сферами, вполне понятными, доступными обычным человеческим чувствам. Так, планета Земля есть для нас нечто определённое в бесконечности мира. В свою очередь, на Земле существует обозримая глазом равнина или гора, где живёшь ты, а на этой равнине стоит твой дом, но даже и в доме есть для тебя самое уютное место…

Архитектура – это, прежде всего организованное пространство, отчуждённое от бесконечности силой художественного образа. Отобрать у безбрежности вполне определённую частицу – значит изобразить, оформить эту неопределённость, сделать уютным уголок холодного от бесконечности космоса.

С чувством дома, уюта связано у детей и свойство искать укромные местечки. Тяга к замкнутым объёмам, к ходам и выходам, содержащим элемент лабиринта, к лесенкам, возвышениям, площадкам на разных уровнях, тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Поэтому человек строил себе дом.

Целью курсовой работы является изучение особенностей русского зодчества на примере архитектуры Великого Новгорода.

Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

- раскрыть понятие русское зодчество

- рассмотреть направления русской архитектуры

- подробно рассказать о деревянном и каменном зодчестве

- рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода

- на основе архитектуры Великого Новгорода рассмотреть все типы построек

- рассказать о новгородском музее народного деревянного зодчества «Витославлицы»

- рассказать о Новгородском Кремле

- рассказать о Софийском соборе Великого Новгорода

Предметом изучения данной темы, является Новгородское зодчество.

Эта проблема очень актуальна для нашего времени так, как живя в России мы очень мало знаем о нашей истории и уж тем более о памятниках.

2. Дерево и Камень в русской архитектуре.

Архитектуру можно классифицировать по двум направлениям – это деревянное зодчество и каменное зодчество.

2.1 Деревянное зодчество.

Специфика деревянного зодчества на протяжении веков определялась историческими и природными особенностями Русского Севера. Как ни в одном другом районе России здесь сохранились до настоящего времени замечательные произведения деревянного зодчества – своеобразные «песни в деревне», Отличающиеся особой концентрированностью образа, высокой степенью обобщения, внутренней уровновешенностью, декоративной узорочностью предельной лаконичностью и изящностью частей, форм и деталей.

Создавшие эту удивительную, не имеющую аналогий, Самобытную архитектуру безвестные талантливые народные зодчие, в основном были выходцы из крестьян.

Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности. За многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, разработаны специфические конструктивные приёмы, определились основные национальные черты деревянного зодчества, получившие огромное значение для дальнейшего развития строительного искусства России.

При возведении жилых домов и хозяйственных построек имелось больше возможностей для создания разнообразных типов, так как на них не распространялись жёсткие каноны и запреты официальной церкви и государства. Профессиональное знание строительного дела позволило крестьянам рубить их в соответствии со своими жизненными и бытовыми запросами, мировоззрением и художественными представлениями. В них определялись свойства архитектуры, связанные с главными сторонами жизни человека и общества, Эстетические и нравственные нормы русского народа, конструктивные и технические особенности возведения зданий.

Лучшие памятники деревянного зодчества отличаются высоким качеством объёмно-пространственных решений, рациональностью планировки помещений, мастерским исполнением конструктивных форм и деталей, надёжностью и удобством в эксплуатации, основанными на великолепном знании специфических особенностей строительного материала – дерева. Их художественный образ составляет неразрывное гармоническое целое с планировочными, объёмными и конструктивными решениями; в нём отсутствует ложное украшательство, вычурность форм и частей; польза, прочность и красота как высшая мера достоинств произведения архитектуры, нашла в них своё полное воплощение. Выразительность созданных народными зодчими зданий достигнута ясностью и чёткостью композиции и силуэта, хорошо найденными пропорциями, точной оценкой основных конструктивных элементов в формообразовании и соразмерном выявлении художественных качеств декоративных деталей.

В процессе многовековой практики русские мастера – плотники создали сравнительно небольшое количество своеобразных типовых элементов и конструкций для решения любых строительных задач, позволявших для каждого здания находить индивидуальный облик. В плотницком искусстве северян сохранились связь традиций и новаторства, преемственность мастерства, понимание формы и практической целесообразности.

Из поколения в поколение они пользовались лучшими старинными приёмами рубки, широко применяли сохранившие актуальность конструктивные решения и декоративный орнамент.

В то же время народный зодчий не повторял и не копировал созданного однажды. В результате на Русском Севере среди многочисленных деревянных построек нет двух одинаковых. На протяжении многих веков мастера – дереводелы возводили здания «как водится», «по старинке», сохраняя излюбленные народом формы и используя древние приёмы. Однако, приступая к делу, они становились творцами, увлечёнными, ищущими, не терпящими подражания и копирования.

Основным рабочим инструментом плотника были топор, который в умелых руках мастера становился главным орудием труда, заменявшим тесло, скобель и долото. Им рубили культовые, жилые и хозяйственные постройки; обрабатывали доски полов, потолков, кровли; выполняли затейливую резьбу на подзорных досках, причелинах, полотенцах, столбах и ограждениях, делали лемех и другие детали. Пилы, вначале небольшие, были известны новгородцам с Х в., но использовались преимущественно в столярном деле.

С середины ХVII в. при крупном строительстве применялись большие пилы для распиловки брёвен на доски. Однако в основном северные плотники продолжали изготовлять тёс, раскалывая брёвна топором с помощью клиньев и затем слегка протёсывая доски с обеих сторон. Для этого выбирали только ровные прямослойные брёвна.

В результате достигалось высокое качество досок, отличавшихся большой прочностью, в то время как при распиловке волокна дерева повреждались и доска значительно утрачивала плотность – кололась и ломалась. Хорошо зная эту особенность дерева и не желая снижать качество строительства за счёт более быстрого возведения здания, плотники даже после указа Екатерины II, запретившего древний способ изготовления тёса из-за больших отходов, предпочитали платить штрафы, но широко пользоваться им.

В XVIII и начале XIX вв. на деревянное народное зодчество оказали определённое влияние архитектурные стили города. В результате в сёлах появились деревянные постройки, выполненные «на каменное дело», владельцами которых были главным образом помещики и зажиточные крестьяне. В этих зданиях дерево утратило значение самостоятельного материала со своими специфическими достоинствами, так как было признано «дешёвым», неблагородным и поэтому всячески маскировалось. Деревянным строениям придавали вид каменных с помощью дощатой обивки, профилированных карнизов и поясков, колонн, точёного балясника, Других элементов городской архитектуры, а также штукатурки и раскраски фасадов. Всё это значительно снизило качество архитектуры сельских культовых и жилых зданий.

Во время всеобщего упадка русской архитектуры во второй половине XIX в., на деревянное зодчество оказало влияние «ропетовское» направление, получившее название от имени И.П. Ропета. Его представители в возрождении национального характера архитектуры считали единственно ценным в народном деревянном зодчестве декоративную сторону без учёта специфики конструктивных и планировочных решений.