Смекни!
smekni.com

Культура и цивилизация, Субкультура и контркультура (стр. 2 из 5)

На последней стадии культуры, именуемой цивилизацией, народ превращается в бесформенную массу. Государство и нация об­наруживают тенденцию к распаду. Город превращается в ги­гантское космополитическое образование... Сегодняшний господин мира, западный человек, превращается в раба ма­шины. Устав от машин и цивилизации, человек возвращается к простым формам жизни, к наступает волна вторич­ной религиозности.

На смену демократии приходит тирания и режим диктаторов... Массовая пропаганда, массовое образование, массовые газеты и журналы постепенно книгу из духовной жизни людей. Люди перестают думать самостоятельно, принимая на веру то, что сообщают им средства массовой информации. Правда в условиях демократии — это то, чего хотят пресса, как думает Шпенглер, и другие средства массовой информации. Они манипулируют правдой по своему усмотрению. Конечно, при демократии существуют свобода слова, однако пресса сво­бодна не замечать того, что говорят граждане. Она. обрекает на смерть любую «правду», обходя ее молчанием.

С помощью массовой информации элита контролирует массы, их мысли и действия. Парламенты, конгресс и выборы превращаются в игру, своего рода фарс во имя свободы и само­определения народов.

На смену высоко моральным лидерам периода ранней демокра­тии приходят политики. Правительство из народа, осуществляемое народом и ради народа, заменяется из политиков и для политиков. Наступают не­спокойные времена. Устав от беспорядков и волнений, люди готовы променять свои иллюзорные неотчуждаемые права на порядок и безопасность, которые обещает им будущий Цезарь. Цезаризм — последняя стадия цивилизации. Затем соци­альные формы культуры дезинтегрируют наступает волна «вторичной религиозности».

Взгляды Шпенглера на взаимопроникновение и преемствен­ность культур схожи со взглядами Н.Я. Данилевского. Каждая культура уникальна и может быть полностью понята теми людьми, которые в ней живут. Если одна культура заимствует элементы из другой, то они служат в качестве материала для самовыражения первой культуры. Так, существующее римское право отличается от римского права, существовавшего у древ­них римлян. Христианство западного мира после XI в., его ритуал, иерархия и догмы в корне отличаются от раннего хри­стианства и были бы, судя по всему, отвергнуты св. Павлом и св. Августином.

Концепция А. Тойнби

Арнольд Тойнби (1889-1975) — социолог и философ, представи­тель философии культуры. Его 12-томный труд «Постижение истории» (1934-1936) — это попытка осмыслить огромный исторический материал. Теория цивилизаций А. Тойнби про­должает линию Данилевского и Шпенглера и может считаться кульминационным пунктом в развитии теории локальных ци­вилизаций. Его монументальное исследование «Постижение истории» представляет собой шедевр исторической и макро-социологической науки.

Тойнби начинает исследование с тезиса о том, что истинной об­ластью исторического анализа должны быть общества, имею­щие как во времени, так и в пространстве протяженность, большую, чем национальные государства. Они получили на­звание «локальных цивилизаций». Он рассматривает двадцать три развившихся цивилизации: западную, две православных (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточных, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилон­скую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую; четыре остановившиеся в своем развитии (эскимоссскую, но- мадическую, оттоманскую и спартанскую) и пять мертворож­денных. Общее число цивилизаций у Тойнби час­то не совпадают.

Тойнби рассматривает, во-первых, проблемы, связанные с зарож­дением цивилизаций, которые происходят при наличии трех ус­ловий: присутствия в данном обществе творческого меньшин­ства и благоприятного окружения. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и так далее. Следующий круг проблем связан, во-вторых, с ростом цивилиза­ций. Наличие остановившихся в росте и мертворожденных ци­вилизаций объясняется особенностями стадий роста. По мнению Тойнби, рост цивилизации не означает и не вызывается ни гео­графическим распространением общества, ни техническим про­грессом, ни усилением господства человека над внешней физи­ческой средой. Тойнби не видит связи между техническим про­грессом и прогрессом (ростом) цивилизации. Подлинный рост цивилизации, по Тойнби, — это процесс ее внутреннего са­моопределения и самовыражения, так называемая этериализация ее ценностей (изменение от сложности к простоте), упрощение аппарата и технологии.

С точки зрения межсоциальных и межличностных отношений, рост цивилизации — это непрерывный творческий «уход и воз­вращение» харизматического меньшинства общества, который диктуется новым успешным ответом на новый вызов среды. Растущая цивилизация представляет собой единство. Она раз­ворачивает свои преобладающие возможности различные для разных цивилизаций: эстетические — в античной, религиозные — в индийской, научно-механические — в западной.

Третий круг проблем, в-третьих, связан с надломом и разложени­ем цивилизаций. Из тридцати цивилизаций только четыре или пять оказались мертворожденными, из двадцати шести остальных не менее шестнадцати прекратили свое существование (египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, антич­ная, вавилонская, мексиканская, арабская, юкатанская, спартан­ская и оттоманская). Из десяти оставшихся полинезийская и номадическая переживают агонию, а семь из восьми оставшихся находятся под угрозой уничтожения или ассимиляции с запад­ной цивилизацией. Разное число цивилизаций Тойнби как раз и определяется гибелью цивилизаций.

Стадия упадка состоит из надлома, разложения и гибели циви­лизации. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Например, над­лом египетской цивилизации произошел в XVI в до н.э., а по­гибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибе­лью охватывает иногда почти 2000 лет «окаменевшего» суще­ствования. Около 100 и 800 лет прошло соответственно между надломом и гибелью шумерской и античной цивилизаций. Большинство цивилизаций, очевидно, обречено на гибель. Что касается западной цивилизации, то, несмотря на все при­сущие ей симптомы надлома и разложения, Тойнби все еще не теряет надежды на ее выживание.

В IV, V и VI томах «Постижения истории» Тойнби детально анали­зирует закономерности, симптомы и фазы упадка цивилиза­ций. Основное отличие стадии разложения от стадии роста ци­вилизации состоит в том, что на стадии разложения цивилизация не может дать успешный ответ на вызов среды, т.е. овла­деть новыми обстоятельствами. Цивилизации погибают вовсе не вследствие убийства, а скорее самоубийства. Стадия над­лома цивилизации характеризуется тремя моментами: недо­статком созидательной силы у творческого меньшинства, от­казом большинства от подражания меньшинству и утратой обществом социального единства. Для удержания непослуш­ного большинства в повиновении меньшинство вынуждено прибегнуть к силе.

Создаются универсальные государства наподобие Римской им­перии. Большинство разделяется на внутренний (большин­ство членов общества) и внешний (соседи-варвары) пролета­риат. Внутренний пролетариат (творческое меньшинство), недовольный политикой правителей, создает свою универ­сальную религию (например, христианство или буддизм). И если универсальное государство обречено на гибель, то универсальная церковь может служить мостом и основой для новой цивилизации.

Внешний пролетариат (так, Тойнби называет представителей внешнего окружения) организуется и начинает нападать на разлагающуюся цивилизацию. Беспорядки и войны ведут к ее гибели. И тело, И душа цивилизации поражены. Вследствие это­го меняется менталитет и поведение членов общества и возни­кает четыре типа «спасителей»: архаичный, футуристический (спаситель с помощью меча), равнодушный стоик и преобра­женный религиозный спаситель.

Ничто не может остановить процессю Единственный вы­ход-преображение, означающее переход целей и ценностей в сверхчувственное Царство Божье. Это может не остановить распад цивилизации, а послужить семенем для рождения но­вой, которая будет шагом вперед в вечном процессе восхожде­ния человека к Сверхчеловеку и «Града Человеческого к Граду Божьему». Целью преображения является Царство Божье.

Таким образом, история человечества и весь процесс развития цивилизаций превращается в творческое божественное пред­назначение. В книге «Цивилизация перед судом истории» Тойнби утверждает, что -развитие цивилизаций представляет собой процесс циклический и повторяющийся в то время как развитие религии происходит по восходящей линии. Христи­анство изображается как конечная цель человеческой исто­рии и высшая мера человеческого добра на земле.

В 12-м томе «Постижения истории» Тойнби обобщил ряд важных изменений, сделанных им в теории локальных цивилизаций. Так, были внесены существенные изменения в классификацию цивилизаций: количество развившихся цивилизаций сократи­лось с двадцати трех до тринадцати. Теория одновариантного жизненного цикла цивилизаций была замещена теорией мно­говариантности. Тойнби признает, что ошибался, полагая, что все цивилизации развиваются по античной модели, и вводит по крайней мере три различных модели: античную, китайскую и еврейскую.

Столкновение цивилизаций