Смекни!
smekni.com

Эпоха Возрождения 3 (стр. 3 из 6)

Обострённый интерес гуманистов к античности, критическое отношение к средневековой и церковной традиции, бурный процесс становления национальных языков — всё это способствовало исключительному вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классической латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итальянские), пользуясь приёмами филологической критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классической латыни. Наряду с «возрождением» классической латыни, пришедшей в сочинениях гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреческого, древнееврейского и других древних языков. Крупнейшими филологами эпохи В. были: Лоренцо Валла — самый блестящий знаток классической латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и многие другие итальянские гуманисты; вне Италии — Гийом Бюде, крупнейший знаток греческого языка во Франции, основатель (1530) «Коллежа трех языков» (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин — в Германии, Эразм Роттердамский и др.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытывавшем значительное воздействие античной драматургии, теории драмы и театральной архитектуры. В ряде стран формировалась оригинальная драматургия. Театральное искусство эпохи В. характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделённого чертами мощной индивидуальности. Искусство актёра отличалось эпической силой, страстностью, соответствовавших поэтическому представлению, которое утверждалось в произведениях великих драматургов эпохи. Новая театральная эстетика выдвинула требование глубокого проникновения исполнителей в замысел драматурга, создания сложных, многогранных характеров. Этим определяются особенности реализма театрального искусства эпохи В.: воспроизведение противоречий действительности, развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. В эпоху В. началась профессионализация театра, зародилась теория драматургии и актёрского искусства, были построены первые театральные здания. Наиболее яркого расцвета театральное искусство эпохи В. достигло в Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте (16 в.), унаследовавшая реалистические традиции народного фарса, маски и буффонаду карнавалов. Синтез народного театра и литературной драмы в значительной мере осуществлён в Испании в драматургии Сервантеса и Лопе де Вега (2-я половина 16 — начало 17 вв.). Наиболее полного расцвета театр В. достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции 14 в., в новых полифонических школах — английской (15 в.), нидерландской (15—16 вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (16 в.). Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде; вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи В. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями; столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Архитектура и изобразительное искусство стали областью, в которой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное значение эпохи Возрождения, определившей пути развития мирового искусства нового времени, поставившей на место религиозного спиритуализма, аскетических идеалов и догматических условностей средневекового искусства реалистическое познание человека и земного мира, жизнелюбие, веру в человека, силу его воли и разума. Пафос утверждения красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания, энергичное овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения в целом большую идейную значительность, органичность и внутреннюю монументальность. Унифицированное мировоззрение и коллективный опыт средневековых мастеров уступали место индивидуальному творчеству художника и учёного архитектора. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. В искусстве религиозные сюжеты приобретали земной облик, распространялись светские сюжеты, изображения реальных людей (в том числе обнажённой натуры) в реальной среде, в единстве их физических и духовных качеств.

Изобразительное искусство и архитектура Возрождения ранее всего сложились в Италии, где достигли особо мощного подъёма и классической завершённости. Поэтическая радость открытия чувственного богатства земного многообразного мира сочеталась в итальянском искусстве Возрождения с духом пытливого аналитического изучения действительности, благодаря чему пути художественного и научного познания тесно переплетались. Система средств реалистических изображения действительности была последовательно разработана и теоретически обоснована, подкреплена научным изучением проблем анатомии, перспективы, пропорций, светотеневой моделировки. Это позволило изображать реальные объёмы фигур и предметов в трёхмерном пространстве. Античное искусство послужило итальянскому искусству не только классическим наследием, образцом, но и опорой в обращении художников к природе, к раскрытию гармонической закономерности бытия.

Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво­дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания. Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существова­ния разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной инди­видуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мысли­теля. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мысли­тель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, раз­вивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей, по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума, взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а зна­чит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что мыслитель, познающий Бога «без помощи образа», становится тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной сто­роны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали назы­вать естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум.